Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Структурные подразделения

Факультеты

Управления

Подразделения

Филиалы

Студенческие отряды

Участие в студенческих отрядах — это практическая занятость студентов, приобретение профессиональных навыков, адаптация к современным условиям производственных отношений, развитие инициативности и самостоятельности, организационных и деловых качеств.

Круглогодичный отряд студентов-проводников «Смена» 

В отряде «Смена» студенты осваивают ответственную профессию проводника пассажирских вагонов, а наиболее опытные из них становятся командирами бригад. Сотни бывших студентов-сменовцев стали крупными руководителями предприятий и подразделений железнодорожного транспорта, а также в иных сферах производственной и общественной деятельности.

Круглогодичный отряд студентов-проводников «Смена» был создан по инициативе ректора ЛИИЖТ (ПГУПС), выдающегося педагога и ученого, профессора Евгения Яковлевича Красковского, при поддержке руководства Октябрьской железной дороги.
Отличительной особенностью отряда стало ежедневное обслуживание скорого поезда 25/26 Ленинград (Санкт-Петербург) — Москва. В первый рейс проводники отряда «Смена» отправились 4 ноября 1984 года.

За первые 300 дней успешной работы отряда было отработано почти 100 тысяч человеко-часов, перевезено более 250 тысяч человек.

4 ноября 1984 года с московского вокзала Ленинграда в столицу впервые отправился поезд во всех без исключения вагонах которого, пассажиров обслуживали проводники-студенты ЛИИЖТ.

За время существования бойцами отряда было перечислено несколько десятков тысяч рублей в различные инициативные фонды. Под шефством отряда находился детский сад нашего института. Для ребят «сменовцы» изготовили более 2000 наглядных пособий.

К 1986 году было отработано 270 тысяч часов, перевезено более 600 тысяч пассажиров.

В 1988 году поезду 25/26 «Смена» за отличные результаты работы был присвоен статус фирменного. Помимо внешнего вида и внутреннего убранства вагонов, «фирменность», конечно же, диктовала высочайшую культуру обслуживания пассажиров.

Студентов-проводников всегда отличали высокая дисциплина, ответственность и высококачественное обслуживание пассажиров. За высококачественное, чуткое, внимательное обслуживание бойцы получили несколько тысяч благодарностей. «Сменовцы» всегда отличались своим добросовестным отношением к работе. Не раз в этом убеждались пассажиры, потерявшие свои ценные вещи в поезде.

Уже к 1988 году студенческий поезд «Смена» перевёз более 1 миллиона пассажиров.

11 февраля 1993 года состоялся трёхтысячный рейс поезда 25/26. За это время его пассажирами стали 3 млн. 250 тысяч человек.

За активное участие в организации студенческих производственных отрядов университета и достигнутые трудовые успехи студенты награждались путёвками на юг. Часто проводились соревнования между бригадами, например, футбольный турнир имени Е.Я. Красковского, создание бригадных стенгазет и т.д.

  • 23 марта 2007 года в Москве на сцене центрального дома культуры железнодорожников проходил конкурс «Золотые крылья РЖД». Северозападную региональную дирекцию по обслуживанию пассажиров представляли студенты нашего Университета, проводники «Смены» Андрей Демков и Александра Концевая. Они получили приз в номинации «Самая обаятельная пара».
  • 6-11 октября 2003 года в Ростове прошёл первый в «новой» истории смотр-конкурс студенческих отрядов вузов МПС России. Сборная ПГУПС, представленная командами круглогодичного отряда проводников «Смена» и отряда помощников машинистов «Ладога» в командном зачёте заняла почётное третье место.
  • 2006 год отмечен благодарностью председателя совета ректоров за высокий профессионализм и трудовое воспитание студентов.
  • 19-20 апреля 2007 года в г. Сочи состоялся всероссийский конкурс фирменных поездов ОАО «РЖД». Поезд «Смена», обслуживаемый студентами нашего университета, представлял северо-западную региональную дирекцию по обслуживанию пассажиров и получил награды в двух номинациях: «Наша надежда» и «За внедрение новых форм обслуживания пассажиров».

В течение 25 лет отряд «смена» оказывал существенную помощь Октябрьской железной дороге. Выполнено около 23000 рабочих поездок, перевезено около 12 млн.пассажиров.

Отряд билетных кассиров «ЭКСПРЕСС»

В Петербургском государственном университете путей сообщения наряду с другими трудовыми студенческими отрядами работает и отряд билетных кассиров «Экспресс». Данный отряд существует с 2001 года, когда между Октябрьской железной дорогой и ПГУПС был заключён договор о подготовке студентов для работы билетными кассирами.

Несмотря на то, что пик пассажирских перевозок приходится, как известно, на летний период времени, отряд функционирует круглогодично.

Теоретическое обучение проходит в стенах университета, а практическая стажировка — в кассах Санкт-Петербургского железнодорожного агентства (СПЖА). Квалифицированные специалисты Октябрьской железной дороги читают обучающимся студентам лекции. Полученные знания они закрепляют путём непосредственного участия в оформлении и продаже билетов в СПЖА.

Коллектив штатных работников СПЖА положительно оценивает работу студентов отряда «Экспресс», их подготовку и отношение к труду. Администрация СПЖА неоднократно ходатайствовала перед ректором ПГУПСа о поощрении студентов отряда «Экспресс».

Круглогодичный студенческий отряд помощников машинистов электропоездов «Ладога»

Круглогодичный студенческий отряд помощников машинистов электропоездов «Ладога» возник по инициативе кафедры «Электрическая тяга» и студентов Электромеханического факультета в 1986 году на базе локомотивного (моторвагонного) депо ТЧ20, объединив разрозненных ребят, которые совмещали учёбу в институте с работой помощника машиниста. Идея студентов была поддержана нашим выпускником В.П.Киселёвым, который тогда возглавлял депо ТЧ20, а впоследствии работал начальником Ленинград-Финляндского отделения Октябрьской железной дороги. По согласованию с руководством института, для того, чтобы работа в отряде не мешала учёбе, норма выработки была ограничена 50 часами в месяц, что составляло 1-2 поездки в неделю, как правило, в выходные дни. В начале за студенческим отрядом был закреплён один электропоезд ЭР2-1073, на котором помощниками машинистов работали только студенты. Кроме работы бойцы отряда следили за состоянием пассажирских салонов и участвовали в техническом обслуживании и комиссионных осмотрах поезда.

Сейчас поле деятельности отряда значительно расширилось. В Санкт-Петербурге нет ни одного локомотивного или моторвагонного депо, в котором не работали бы члены отряда. Студенты водят поезда в Москву, Новгород, Лодейное Поле, Бабаево и Ленинградскую область. В составе отряда работают студенты Электромеханического, Механического и других факультетов университета.

Перед окончанием 5 курса наиболее отличившиеся члены отряда допускаются к сдаче экзаменов на право управления электроподвижным составом.

На опыте работы «Ладоги» при кафедре «Локомотивы и локомотивное хозяйство» в 2002 году был создан и успешно работает отряд помощников машинистов тепловозов «Локомотив».

Студенческий отряд «Автоматика»

Студенческий отряд «Автоматика», организованный в 2001 году кафедрой «Автоматика и телемеханика на железных дорогах» ПГУПС, в период летней практики принимает активное участие в выполнении работ по автоматизированному проектированию систем железнодорожной автоматики и телемеханики, в частности системы электрической централизации на станциях. Студенты также принимают участие в переносе на электронные носители схематических планов станций для Октябрьской железной дороги, а также двухниточных планов станций для Северной железной дороги. Численность отряда изменяется в зависимости от объёма работ от 15 до 30 человек. Планы работы отряда согласовываются с руководством Октябрьской железной дороги.

Студенческий отряд «Олимпийский»

С 2002 года ежегодно вузом формировались строительные отряды, которые работали в летний период на различных объектах путевого хозяйства предприятий отрасли. В 2005 году отряд нашего университета «Легион» из числа студентов строительного и механического факультетов выехал в составе сводного строительного отряда «Механик» в район городов Микунь и Княжпогост республики Коми для выполнения работ по ремонту железнодорожных путей. Руководителем отряда был назначен заместитель декана механического факультета Авдовский Александр Александрович. Студентов привлекала не только романтика дальних регионов России, вечера у костра, но и хорошие заработки. В течение июля-августа месяцев отряд в сложных условиях севера выполнил комплекс работ по среднему ремонту главного хода объемом 10 км. Несмотря на непростые погодные условия, интенсивное движение поездов, ребята проявили характер и сдали объекты с хорошим качеством и в установленные сроки. 

С 2006 по 2008 годы в составе ССО «Магистраль» студенты университета трудились на объектах крупных предприятий, таких как ОАО «Воркутауголь», ОАО «ГМК „Норильский Никель“, ОАО „Ямальская железнодорожная компания“, участвовали в строительстве железной дороги к Тиманскому бокситовому руднику. 

За высокие производственные показатели работы и отличную организацию технологического процесса отряд отмечен благодарственными письмами в адрес руководства вуза. 

Сохраняя трудовые традиции в 2010 году по инициативе ОАО „РЖД“ совместно с молодежным общероссийским общественным движением „Российские студенческие отряды“ вуз направил студенческий отряд „Олимпийский“ в составе 97 студентов в г.Сочи для работ по строительству объектов олимпийского титула „Сочи-2014“. И вновь под руководством незаменимого Авдовского А.А. и командира Ерохова К.О. с июля по август месяцы студенты осуществляли работы по строительству габионных сооружений объектов олимпиады. Разместившись в специально построенных поселках в районе Красной Поляны, студенты в свободное от работы время принимали активное участие в культурных мероприятиях и соревнованиях среди стройотрядов других вузов страны.

В 2012 году стройотряд нашего университета работал на строительстве объектов олимпийского титула ОАО » РЖД" и вносил свой вклад в строительство Олимпиады. В частности, в строительстве вокзала «Олимпийский парк». Данный объект является главным транспортным узлом в районе Адлера, так как от него будут отходить железнодорожные пути на Абхазию, Адлер и Сочи. Бойцы отряда ПГУПС выполняли различные задачи: от монтажа строительных лесов, до прокладки электрических кабелей. Работы были тяжелые и проходили в довольно суровых условиях: в июле жара достигала +40 градусов. Бойцы отряда трудились в составах бригад монтажников, арматурщиков, электриков, слесарей и подсобных рабочих. Но, не смотря на трудности, отряд успешно выполнил намеченные задачи, за что был отмечен руководством ОАО УК «Трансюжстрой» и ООО НПО «Мостовик».