RU | EN | CH | UZ
 
Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University PGUPS
Administration

Faculties

Administration

Departments

Branches

История

Исторические названия кафедры

1967 — «Организация грузовой и коммерческой работы и механизация погрузочно-разгрузочных работ»

1984 — «Технология и механизация грузовой работы»

1995 — «Коммерческая и грузовая работа»

2003 — по настоящее время — «Логистика и коммерческая работа»

Осинцев М.А.

Осинцев М.А.
Кафедра была организована в 1967 году по приказу МПС по инициативе 24-го ректора ЛИИЖТа М.А. Осинцева в связи с необходимостью подготовки квалифицированных специалистов в области грузовой и коммерческой работы под названием «Организация грузовой и коммерческой работы и механизация погрузочно-разгрузочных работ». В её состав вошли: М.А. Осинцев —крупнейший практик по эксплуатации железных дорог (заведующий кафедрой), Е.Н. Гохбом — видный специалист по механизации погрузочно-разгрузочных работ и пакетным перевозкам грузов, Б.А. Аннинский — талантливый ученый, изобретатель в области механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ, педагог, имевший к тому времени монографии и учебники, изданные как в СССР, так и за рубежом,
М.Н. Тертеров, П.А. Ковров, В.Н. Кустов, В.М. Семёнов — специалисты в области грузовых перевозок.

Гохбом Е.Н.

Гохбом Е.Н.
В последующие 10 лет весомый вклад в развитии научной и педагогической деятельности кафедры, внёс Е.Н. Гохбом. Заведуя кафедрой и обладая высокими организаторскими способностями, он пополнил творческий коллектив научными работниками, создав в 1968 г. научно-исследовательскую лабораторию «Технология грузовой работы» для удовлетворения потребностей транспортных организаций и промышленных предприятий в прикладных научных исследованиях. Руководить научной лабораторией было поручено опытному научному работнику В.М. Самсонову. Вместе с ним работали А.И. Иванов, С.П. Семёнов, Т.В. Демьянкова, В.С. Костровская. Ежегодно штат НИЛ пополнялся из числа выпускников Эксплуатационного и других факультетов. Среди них —
В.В. Ефимов, Б.Е. Алексеев, О.Б. Ковалёнок, С.В. Синицына,
Н.Г. Янковская, О.А. Комина и многие другие, которые со временем стали высококвалифицированными преподавателями.

В деятельности кафедры и НИЛ большое внимание уделялось взаимодействию различных видов транспорта в Ленинградском узле, контейнерным и пакетным перевозкам грузов на Октябрьской ж.д., установлению рациональных сфер применения вариантов доставки многих народнохозяйственных грузов, в том числе скоропортящихся. Уже тогда научно-исследовательские работы выполнялись на основе логистического подхода, получившего широкое применение в начале 2000-х годов.

Ковров П.А.

Ковров П.А.
С учетом растущих потоков грузовых перевозок была обоснована целесообразность создания контейнерных маршрутов, и в 1971 г., впервые на сети железных дорог, начал курсировать контейнерный поезд между Ленинградом и Москвой. Научную разработку и курирование маршрута осуществлял доцент П.А. Ковров. С этим достижением связано рождение нового научного направления и начало бурного развития контейнерной транспортной системы в стране.

В том же году была создана первая учебная лаборатория кафедры «Механизация погрузочно-разгрузочных работ», которая поддерживалась в рабочем состоянии её заведующими В.И. Сычковым и В.К. Подкопаевым. Лаборатория была оснащена учебным оборудованием для проведения лабораторных работ, а затем и испытательным стендом, на котором можно было моделировать усилия, возникающие в креплениях груза при соударениях вагонов.

Во второй половине 70-х годов, работая над докторской диссертацией, доцент М.Н. Тертеров разработал теоретические основы хладотранспорта, концепцию непрерывной холодильной цепи и логистические основы доставки скоропортящихся грузов. В дальнейшем это позволило кафедре успешно развивать научное направление по совершенствованию условий перевозок таких грузов.

Тертеров М.Н.

Тертеров М.Н.
С конца 70-х и до середины 90-х годов, когда М.Н. Тертеров возглавлял кафедру уже д-ром техн. наук, основная научная деятельность кафедры и НИЛ была связана с совершенствованием существующих технологических процессов работы станций и железнодорожных подъездных путей промышленных предприятий. Большая часть таких разработок выполнялась под руководством канд. техн. наук, доцента ВМ. Семёнова. В этот период совместно с другими кафедрами факультета были разработаны единые технологические процессы работы железнодорожных станций и морских портов в Республиках Балтии и в Ленинграде. Проводились исследования по совершенствованию контейнерной транспортной системы. В частности, под руководством канд. техн. наук доцента В.Н. Кустова в содружестве с Октябрьской ж. д. была разработана первая очередь подсистемы «АСУ-контейнер», обеспечивающая автоматизацию контроля за передвижением и местоположением среднетоннажных контейнеров в Ленинграде. В рамках этой работы учеными кафедры был обоснован выбор и расчёт основных технических параметров контейнерных терминалов.

Практически с начала создания кафедры развивалось и совершенствовалось научное направление, связанное с исследованием и разработкой способов размещения и крепления грузов на открытом подвижном составе. Результаты широкого спектра работ, в этой области, выполненных по заданию МПС под руководством доцента, к.т.н. В.А. Болотина нашли применение на практике в виде методики расчётов и способов перевозки различных грузов на сети железных дорог.

Маликов О.Б.

Маликов О.Б.
С 1980 г., с приходом на кафедру канд. техн. наук О.Б. Маликова, стало успешно развиваться научное направление, связанное с технологией и механизацией погрузочно-разгрузочных и складских работ. О.Б. Маликов возглавил научно-исследовательскую лабораторию «Технологии грузовой работы», обеспечив большое число заказов от промышленных и транспортных организаций, значительно увеличил объемы проектно-исследовательских работ кафедры и довел численность научно-исследовательской лаборатории до 20 чел. Эта лаборатория стала одной из крупнейших НИЛ в институте.

Защитив в 1984 г. докторскую диссертацию, профессор
О.Б. Маликов совместно с сотрудниками кафедры продолжил исследования транспортно-складских логистических систем и разработал Теорию Складских Систем (ТСС), которая основывалась на Общей Кибернетической теории систем и включала практическую методологию проектирования перегрузочно-складских комплексов. Результаты этих исследований и разработок были разосланы по запросам на предприятия и в организации 30 отраслей народного хозяйства страны, были опубликованы в 11 книгах, 40 брошюрах и 
150 статьях в профессиональных журналах.

В период с 1983 по 1994 годы по заданиям МПС выполнялись контрольно-опытные перевозки скоропортящихся грузов по специально разработанной методике. Накопление и обобщение экспериментального материала позволило доценту В.В. Ефимову систематизировать условия перевозок этих грузов, формализовать ряд факторов, влияющих на теплообменные процессы в системе «окружающая среда — вагон — груз» и использовать полученные результаты в учебном процессе.

Кафедра 2009

С учетом потребностей производства в 1995 году на кафедре открыта подготовка специалистов по направлению «Коммерция» (торговое дело) для железнодорожного, магистрального и промышленного транспорта, центров фирменного транспортного обслуживания, и различных транспортных структур.

Болотин В.А.

Болотин В.А.
Во второй половине 90-х годов под руководством
П.А. Коврова кафедра решает задачи компьютеризации учебного и научного процессов. Вместо учебной лаборатории, были организованы два новых компьютерных класса, что позволило осуществить переход к качественно новому уровню преподавания всех дисциплин с использованием персональных компьютеров.

В период 1998-2001 гг. кафедру возглавлял профессор
О.Б. Маликов. В научной работе кафедры стали проводиться комплексные исследования логистических систем и теории логистики, как науки об организации эффективных грузопотоков. Этот период совпал с широким развитием научных знаний в нашей стране в области деловой логистики, и кафедра своими разработками и публикациями внесла определенный вклад в развитие теории логистики.

Начиная с 2001 г. под руководством зав. кафедрой профессора В.А. Болотина в учебный процесс интенсивно внедряются информационные технологии, что позволило повысить качество дипломного проектирования и выходить кафедре на конкурсную защиту дипломов в рамках программ Департамента железнодорожного транспорта.

Коровяковский Е.К.

Коровяковский Е.К.
С 2007 по 2022 год кафедру возглавлял выпускник факультета «Управление процессами перевозок» 2000 года, канд. техн. наук доцент Е.К. Коровяковский, специалист в области логистики. Именно в этот период на кафедре активно развивается учебно-научное сотрудничество с рядом вузов и научных организаций Финляндии, Швеции и Германии. Кафедра приняла участие в международном проекте Innorail, в рамках которого исследовались вопросы организации грузопотоков региона юго-восточной Финляндии и России. Впервые в 2007 году в Университете получен грант от Европейского Союза в рамках программы «Добрососедство TACIS LOGNET» (Развитие логистики на основе построения моделей сети поставщиков LOGNET). Проект концентрируется на конкурентоспособности Финляндско-Российских компаний, при внедрении интермодальных решений. Ряд специалистов кафедры (Е.К. Коровяковский, О.Б Маликов, В.А. Болотин) постоянно принимают участие в международных конференциях по логистике. Кафедрой был организован учебный курс в рамках программы EFIST для студентов факультета с выездом на логистические центры г. Коувола, Финляндия.

Кафедра 2021