Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Выявляем качества базальтового щебня

На прошлой неделе, 13 мая, аспиранты кафедры «Строительство дорог транспортного комплекса» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I в рамках научных исследований по заказу Инжинирингового Центра железнодорожного транспорта, а также в рамках реализации стратегического технологического проекта программы «Приоритет 2030» «Новые материалы и технологии» выполняют работы на экспериментальном кольце ВНИИЖТ.

Суть проекта заключается в выявлении свойств базальтового щебня. Этот нетрадиционный материал специалисты ПГУПС предлагают применять в отличие от привычного гранитного, используемого в нашей стране для строительства балластной призмы.

«Существующая конструкция пути, включая балластную призму, создавалась более 40 лет назад. Выполненное в университете модерирование показывает, что при нагрузках свыше 25 тс и скоростях 80–90 км/ч щебёночный балласт нынешнего пути деформируется, — говорит проректор ПГУПС, д.т.н., заведующий кафедрой „Строительство дорог транспортного комплекса“ Алексей Колос. — Анализ показывает, что в странах, где развито тяжеловесное движение и имеют место повышенные нагрузки на ось, применяются более мелкие зерновые составы, чем используемые сейчас на сети ОАО „РЖД“ или в Европе».

Для испытаний был выбран базальтовый щебень с более гладкой формой кривой зернового состава и повышенной неоднородностью. Исследования сопротивления истиранию и удару различных пород щебня, проведённые в лаборатории им. Н.А. Белелюбского в ПГУПС, показали, что базальт и габбро-диабаз практически вдвое лучше широко применяемого у нас гранита, они обладают повышенной износостойкостью. Осенью 2023 года на некоторых участках кольца в ходе капитального ремонта пути такой базальтовый щебень был уложен на экспериментальном кольце ВНИИЖТ. Именно здесь реализуется проект «Путь V 2.5» по разработке конструкции и технологий содержания железнодорожного пути, обеспечивающих наработку 2,5 млрд тонн брутто пропущенного тоннажа.

В этом году ведутся работы с целью определить, как накапливаются остаточные деформации в балластной призме из базальтового материалы при воздействии внешних загрязнителей. Каждые полгода рабочая группа проекта выезжает на эти экспериментальные участки.

В ходе нынешнего выезда аспиранты загрязняют балласт — посыпают его угольной пылью, создавая имитацию его загрязнения в ходе пропуска большого количества поездов, гружёных углем.

«Осенью, в ходе подъёмочного ремонта, мы отберём пробы щебня и проанализируем, как угольная пыль проникала в балластную призму, как менялись свойства щебня в ходе эксплуатации и на разной глубине балластной призмы, — поясняет к.т.н., доцент кафедры „Железнодорожный путь“ Виктория Черняева. — Для более объективного анализа возьмём щебень с загрязнённого и незагрязненного участков, а также базальтовый щебень сравним с традиционным гранитным».

Результаты осеннего анализа станут итоговыми в рамках выполнения озвученной задачи и лягут в основу дальнейших исследований.


Ещё по теме