Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

История кафедры

История кафедры «Электромеханические комплексы и системы» начинается в 1932 году, когда в ЛИИЖТе была организована кафедра «Электрические машины». Первым заведующим кафедрой был видный специалист в области электрических машин Федор Иванович Холуянов, автор первых отечественных учебников по электрическим машинам. С 1936 по 1975 год кафедрой заведовал выдающийся ученый и конструктор, член-корреспондент АН СССР, дважды лауреат государственных премий, доктор технических наук, профессор Александр Емельянович Алексеев. В этот период была сформирована научная школа А.Е. Алексеева и организована проблемная лаборатория электрической тяги на переменном токе, одна из крупнейших в Советском Союзе. Научные интересы кафедры были сосредоточены на разработке частотно-регулируемых асинхронных электроприводов и электрических машин специальной конструкции. Ученики А.Е. Алексеева, преподаватели и научные работники, составили костяк кафедр «Электрические машины», «Электротехника» и «Электроснабжение железных дорог». История кафедры «Электрические машины» тесно связана с именами талантливых ученых и педагогов, отдавших долгие годы работе на кафедре, — д.т.н., профессора Николая Павловича Семенова (1932-2005), д.т.н., профессора Михаила Николаевича Новикова (1931-2010) — заведующего кафедрой с 1987 по 2002 г., к.т.н. доцента Геннадия Леонидовича Болдырева — заведующего кафедрой с 1977 по 1987 г., к.т.н., доцента Владимира Ивановича Мельникова (1926-2014). В 2003–2006 гг. кафедрой заведовал Генеральный директор предприятия «МЭС Северо-запада РАО ЕЭС России» к.т.н., профессор Александр Александрович Смирнов. Ученик А.Е. Алексеева — д.т.н., профессор А.Т. Бурков с 1977 г. по 2010 г. заведовал кафедрой «Электроснабжение железных дорог», а в настоящее время является профессором этой кафедры.

В 1962 году в составе кафедры «Электрические машины» выделилась доцентура по курсу общей электротехники, на основе которой в 1964 году была образована кафедра «Электротехника», сосредоточившаяся на обучении студентов неэлектротехнических специальностей. Первым заведующим кафедрой «Электротехника» был декан факультета электрификации железных дорог, к.т.н., доцент Сергей Николаевич Боровой. На кафедре работали крупные специалисты в области электрических машин и электропривода д.т.н., профессор Борис Николаевич Красовский, д.т.н., профессор Иван Ильич Трещев — заведующий кафедрой с 1970 по 1979 г., к.т.н., доцент Дмитрий Михайлович Лупкин, к.т.н., доцент Борис Владимирович Рудаков. С 1980 по 2004 год кафедрой «Электротехника» заведовал признанный специалист в области магнитной гидродинамики, технической сверхпроводимости и транспортного электропривода, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, д.т.н., профессор Анатолий Иванович Хожаинов, продолжающий в настоящее время активную научную и педагогическую деятельность. Кафедра «Электротехника» занималась проблемами высокоскоростного транспорта с линейным приводом и магнитным подвесом, поисковыми работами по использованию сверхпроводящих магнитных систем на транспортных объектах, разработкой статических полупроводниковых преобразователей. В 2004 — 2006 гг. кафедрой заведовал д.т.н. Виктор Валерьевич Никитин, ученик профессора А.И. Хожаинова.

С 1 февраля 2006 года в целях совершенствования учебного процесса и объединения родственных научных интересов коллективы кафедр «Электрические машины» и «Электротехника» воссоединились, образовав кафедру «Электромеханические комплексы и системы». Заведующим объединенной кафедрой был избран д.т.н. В.В. Никитин.