Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

История кафедры

20 ноября 1809 года был издан Манифест об учреждении института в котором было записано: для образования способных исполнителей учреждается особенный институт в коем юношество желающее посвятить себя сей важной части открыты будут все источники наук ей свойственных. Занятия начались 1 ноября 1810 года. Среди первых 7 профессоров, которые вошли в штат института, был профессор Тромбара, под его руководством в течение 1810 — 1811 проводились занятия по рисованию и архитектуре. После его смерти занятия по этим дисциплинам возглавил видный мастер классицизма профессор, академик, Тома де Томон, автор здания Биржи на стрелке Васильевского острова, в том числе здания института на Московском проспекте. Тома де Томон был одним из первых лекторов курса архитектуры. В 1813 −1819 ведущим профессором по архитектуре становится выпускник института А.Д. Готман. При участии А. Готмана были построены Дворцовая и Петровская пристани на Неве, он был членом комитета по строительству Исаакиевского собора, членом комиссии по восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837 года, руководил в 1819 — 1824 строительством здания Адмиралтейства. В институте в 1820 г. был составлен первый полный план Петербурга.

В 1819 — руководство занятий по архитектуре осуществлялось В.Н. Денисовым, в 1823 — 1828 главным преподавателем курса архитектуры был профессор П. Жако, который много сделал не только для подготовки специалистов по гражданскому строительству, но и внес большой вклад в строительство Петербурга, он принимал участие в строительстве Главного штаба, перестроил дом Энгельгарда (ныне Малый зал Филармонии), по проектам этого архитектора были построены здания Филармонии (бывш. Дворянское собрание) и др.

Когда в 1842 году в Петербурге создавался Институт гражданских инженеров (ЛИСИ) учебные планы и программы для него составляли профессора и преподаватели института корпуса путей сообщения (ИКПС).

В 1838 — 1842 руководство подготовки специалистов осуществлялось П. Лавровым и А. Сивковым, а в 1842 — 1844 профессором В.Д. Евреиновым, который участвовал в сооружении памятника Тысячелетия России в Новгороде и Николаю I на Исаакиевской площади. Вместе с С. Кербедзом В. Евреинов издал литографированное «Собрание чертежей по части строительного искусства» (1835).

В 1844 — 1845 годах заведующим архитектурным отделением в институте становится Гальберг, а инженерным отделением — А. Сивков. Питомцы и ученые института принимают активное участие в строительстве различных зданий и сооружений, как в Петербурге, так и в других городах России.

В 1845 — 1852 архитектурное отделение возглавлял профессор А.К. Красовский. В 1851 году, ставший к тому времени профессором, А. Красовский выпустил фундаментальный труд «Гражданская архитектура». Качественно изменившийся в 30 — 50 годы XIX века объем знаний о развитии архитектуры способствовал формированию новых концепций самой архитектурной науки. В этом плане исследование А. Красовского стало важнейшим для своего времени и положило начало формированию целого направления в архитектуроведении: оно провозгласило идеи «рациональной» архитектуры. А. Красовский объяснял смену архитектурных стилей и их особенностей особенностями строительных материалов и конструктивных систем. Книга А. Красовского отличалась и научной глубиной и четкой методикой и была рекомендована Главным управлением путей сообщения и публичных зданий в качестве учебного пособия. Профессор А. Красовский положил начало преподаванию гражданской архитектуры как науки в наших технических высших учебных заведениях.
С 1859 года — ведущими профессорами архитектурного проектирования становятся профессора П.О. Сальманович, Р.Б. Бернгард, Д.Д. Соколов.

В 1864 году в структуре Института появились кафедры: их положено было иметь 12, среди них отдельно кафедру «Архитектуры» и кафедру «Строительного искусства», между ними были поделены дисциплины архитектурного и строительного цикла. От претендента на должность профессора требовалось защитить диссертацию или прочесть пробную публичную лекцию. Профессорами кафедры «Архитектура» Конференция ИИПС (аналог современного Ученого Совета) избрала вышеупомянутых Р.Б. Бернгарда и П.О. Сальмановича. Курс обучения в институте по новому положению длился пять лет. Дисциплины архитектурного цикла читались на 4 и 5 курсах. На последнем выполнялись и архитектурные проекты: пассажирские здания, водоемные здания, депо различного типа, пакгаузы и гражданские здания.

На кафедре архитектуры в 1896 — 1921 работал профессор В.А. Косяков, а с 1908 по 1921 его брат Г.А. Косяков.

Питомцы и ученые института принимали деятельное участие в реконструкции Мариинского театра и здания Консерватории. С 1909 по 1943 годы курс архитектуры гражданских и промышленных зданий возглавлял профессор Л.П. Шишко, который внес большой вклад в подготовку специалистов по строительству для молодой страны Советов. Он принимал активное участие в работе научно-технического комитета по строительству НКПС, под его руководством было построено около 150 зданий. В 1912 — 1916 в институте работал академик архитектуры первоклассный мастер русской школы неоклассицизма М.С. Лялевич.

В 1932 — 1933 в институте работал профессор В.А. Глазырин, он являлся одним из первых специалистов в строительстве железнодорожных зданий. С 1944 по 1949 кафедру возглавлял профессор Н.П. Никитин, с 1949 по 1959 — профессор П.В. Прейс.

С 1959 по 1981 заведующим кафедрой «Здания» был доцент Н.И. Аджимамудян, под его руководством осуществлялось строительство и реконструкция помещений института. При нем было создано проектно-исследовательское бюро (ПИБ), которое одно из первых в городе занималось обследованием и реконструкцией зданий и сооружений различного назначения.
С 1969 по 1982 кафедра разделилась на две — «Здания» и «Архитектура и производственная эстетика». Зав.кафедрой «Архитектура», доктор архитектуры, профессор И.Г. Явейн являлся автором вокзалов в Курске, Новгороде и других городах, он участвовал в разработке типовых вокзалов на Московско-Курской и Прибалтийской ж.д., принимал участие в международном конкурсе на проект железнодорожного вокзала в Софии, железнодорожных вокзалов для БАМа.

С 1983 г. заведующим кафедрой становится один из ведущих специалистов промышленного строительства, профессор Н.И. Абрамов, с 1997 г. кафедру возглавляет доктор технических наук, профессор Т.А. Белаш.

Кафедра «Здания» на протяжении многих десятков лет занимается подготовкой специалистов промышленного и гражданского строительства широкого профиля. Выпускники кафедры имеют возможность работать в различных сферах строительной отрасли: непосредственно как производители и организаторы работ на строительстве различных объектов, заниматься проектированием, работать на заводах строительной индустрии, заниматься научными исследованиями в области строительства.

Кафедра «Здания» является одной из ведущих в области транспортного строительства, занимается так же вопросами проектирования вокзалов и вокзальных комплексов, технической эксплуатацией зданий и их реконструкцией. На протяжении многих лет кафедра принимает активное участие в разработке конструктивных решений по обеспечению сейсмостойкости зданий в суровых климатических условиях (вечная мерзлота, низкие температуры и т.п.).
Кафедра «Здания» ведет подготовку бакалавров, инженеров, магистров и аспирантов, имеет высокий педагогический и научный потенциал, имеет опыт работы с иностранными студентами.