Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Н.А. Белелюбский

Николай Аполлонович Белелюбский

Николай Аполлонович Белелюбский

Дата рождения:
март 1845
Дата смерти:
4 августа 1922
Ректор:
1905 — 1906
Десятый ректор, Николай Аполлонович Белелюбский родился в Харькове в семье известного инженера путей сообщения. По окончании Таганрогской гимназии с золотой медалью он поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, который блестяще закончил в 1867 г., и был оставлен в вузе репетитором кафедры строительной механики. В 1873 г. он уже экстраординарный профессор, а в 1878 г. — ординарный профессор, заведующий кафедрой и механической лабораторией Института.

Н.А. Белелюбский приобрел всеобщую известность благодаря огромному числу мостовых сооружений, исполненных по его проектам и представляющих результаты неутомимой деятельности ученого. Работу в качестве мостостроителя в МПС Белелюбский начал массовой заменой деревянных мостов на Николаевской дороге железными, причем без перерыва в движении поездов. Научная и инженерная деятельность Н. А. Белелюбского характеризуются двумя вехами — постройкой в 1880 г. Сызрапского и в 1916 г. Симбирского мостов через Волгу. Сызранский мост, имевший пролеты по 109 м и длину 1440 м, в то время по протяженности занимал второе место в мире. Симбирский мост имел 12 пролетов по 158,4 м. Тогда это были самые длинные пролеты русских балочных мостов. Общая длина моста с учетом подходящей к нему эстакады составляла 2810 м. В 1916 г. Симбирский мост занимал по длине четвертое место в мире.

Период творческой деятельности Н.А. Белелюбского с 1880 по 1916 гг. характеризуется работой по проектированию мостов на многих строящихся дорогах. Всего по его проектам построено более 100 мостов общей протяженностью свыше 17 км.

В конце 1905 г. Н.А. Белелюбский тайным голосованием членов Совета (первые свободные выборы) был избран директором Института. Однако Кабинет министров не утвердил его в избранной должности по причине подписания им письменного протеста против действий полиции в отношении студенческой демонстрации в Петербурге в 1905 г. В связи с этим Белелюбский вынужден был «отказаться» от поста директора Института.

Белелюбский плодотворно работал в Инженерном совете МПС, занимая на протяжении 25 лет должность председателя Мостовой комиссии. Именно он как руководитель научной школы сплотил крупнейших специалистов мостостроения и тем самым обеспечил высокое качество проектирования всех железнодорожных и городских мостов в России. «Курс строительной механики», изданный им впервые в 1885 г., долгое время был самым популярным учебником для студентов и настольной книгой многих инженеров.

Н.А. Белелюбский имел широкие международные связи и был активным участником интернациональных конгрессов и совещаний. В 1907 г. Высшая техническая школа в Берлине присвоила ему звание доктора-инженера honora causa за заслуги в области мостового искусства. Он был почетным членом Общества гражданских инженеров во Франции, почетным членом Бетонного института в Англии.

В 1895 г. Белелюбский был избран действительным членом Академии художеств. В 1897 г. ему присвоено звание заслуженного профессора Института инженеров путей сообщения.

Умер Н.А. Белелюбский в Петербурге и похоронен на Новодевичьем кладбище.