Н.А. Белелюбский
Николай Аполлонович Белелюбский
- Дата рождения:
- март 1845
- Дата смерти:
- 4 августа 1922
- Ректор:
- 1905 — 1906
Н.А. Белелюбский приобрел всеобщую известность благодаря огромному числу мостовых сооружений, исполненных по его проектам и представляющих результаты неутомимой деятельности ученого. Работу в качестве мостостроителя в МПС Белелюбский начал массовой заменой деревянных мостов на Николаевской дороге железными, причем без перерыва в движении поездов. Научная и инженерная деятельность Н. А. Белелюбского характеризуются двумя вехами — постройкой в 1880 г. Сызрапского и в 1916 г. Симбирского мостов через Волгу. Сызранский мост, имевший пролеты по 109 м и длину 1440 м, в то время по протяженности занимал второе место в мире. Симбирский мост имел 12 пролетов по 158,4 м. Тогда это были самые длинные пролеты русских балочных мостов. Общая длина моста с учетом подходящей к нему эстакады составляла 2810 м. В 1916 г. Симбирский мост занимал по длине четвертое место в мире.
Период творческой деятельности Н.А. Белелюбского с 1880 по 1916 гг. характеризуется работой по проектированию мостов на многих строящихся дорогах. Всего по его проектам построено более 100 мостов общей протяженностью свыше 17 км.
В конце 1905 г. Н.А. Белелюбский тайным голосованием членов Совета (первые свободные выборы) был избран директором Института. Однако Кабинет министров не утвердил его в избранной должности по причине подписания им письменного протеста против действий полиции в отношении студенческой демонстрации в Петербурге в 1905 г. В связи с этим Белелюбский вынужден был «отказаться» от поста директора Института.
Белелюбский плодотворно работал в Инженерном совете МПС, занимая на протяжении 25 лет должность председателя Мостовой комиссии. Именно он как руководитель научной школы сплотил крупнейших специалистов мостостроения и тем самым обеспечил высокое качество проектирования всех железнодорожных и городских мостов в России. «Курс строительной механики», изданный им впервые в 1885 г., долгое время был самым популярным учебником для студентов и настольной книгой многих инженеров.
Н.А. Белелюбский имел широкие международные связи и был активным участником интернациональных конгрессов и совещаний. В 1907 г. Высшая техническая школа в Берлине присвоила ему звание доктора-инженера honora causa за заслуги в области мостового искусства. Он был почетным членом Общества гражданских инженеров во Франции, почетным членом Бетонного института в Англии.
В 1895 г. Белелюбский был избран действительным членом Академии художеств. В 1897 г. ему присвоено звание заслуженного профессора Института инженеров путей сообщения.
Умер Н.А. Белелюбский в Петербурге и похоронен на Новодевичьем кладбище.