Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Структурные подразделения

Факультеты

Управления

Подразделения

Филиалы

А.А. Бетанкур

Августин Августинович Бетанкур

Августин Августинович Бетанкур

Дата рождения:
1 февраля 1758
Дата смерти:
26 июля 1824
Ректор:
1809 — 1824
Первый ректор, генерал-лейтенант Корпуса инженеров путей сообщения Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина (А. Бетанкур) — учёный с мировым именем, энциклопедист, выдающийся государственный деятель, педагог, крупный инженер, изобретатель, конструктор, один из основоположников теории машин и механизмов, архитектор, градостроитель, строитель мостов, каналов и дорог, гражданских и строительных зданий и сооружений; член Академии изящных искусств в Мадриде, член Экономического общества Испании, член Общества земледелия в Лондоне, член Академии наук в Мюнхене, член-корреспондент Национального института Франции.

А. Бетанкур родился и работал в Испании, с 1808 г. — в России. В период с 01.04.1818 г. по 02.08.1822 г. — Главноуправляющий путей сообщения; в 1816 — 1822 гг. как председатель комитета строений и гидравлических работ в Петербурге осуществлял руководство строительством выдающихся архитектурных ансамблей в центральной части города. Под его началом построены комплекс зданий Экспедиции изготовления государственных бумаг, Монетный двор в Варшаве, Манеж (без внутренних колонн) в Москве (совместно с инженером Треттером Карбониером); комплекс зданий Нижегородской ярмарки (главного дома и 60 корпусов Гостиного двора с системой водоснабжения), что позволило перенести Макарьевскую выставку в Нижний Новгород; первый постоянный мост через Малую Невку (1813 г.), мосты на Московском шоссе, в Петергофе и Туле; Таицкий водопровод. При его участии созданы технические средства (леса и подъёмные механизмы) для возведения колонн Исаакиевского собора, Александровской колонны на Дворцовой площади; многоковшовый экскаватор для очистки Кронштадского порта; 4 машины для Александровской хлопчатобумажной мануфактуры (в Павловске); усовершенствовано производство вооружения на Тульском оружейном и Казанском пушечном заводах, По проекту Бетанкура в 18121 г. Был сооружён более совершенный плашкоутный мост через Неву и береговые устои. В память об этом на Университетской набережной установлена стела с именем А Бетанкура.

Бетанкуром созданы научные основы образования инженеров путей сообщения по учебному плану, объединившему общенаучную, общеинженерную и специальную подготовки в одном вузе, предусматривавшему наряду с теоретическим обучением работы в мастерских, чертёжные работы, дающие навыки проектирования, практику строительных работ. Впервые учебный план высшего технического учебного заведения включал такие дисциплины, как высшая математика и начертательная геометрия.

В 1820 г. по инициативе Бетанкура были открыты Школа кондукторов путей сообщения и Военно-строительная школа подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертёжников для ведомства путей сообщения, что положило начало государственной системе специального среднетехнического образования в России, сложившейся только в конце XIX в. При Бетанкуре созданы библиотека (открыта в 1810 г.) и музей Института (1813 г.), непрерывно появлявшиеся многие годы; изданы первые учебники и учебные пособия на французском и русском языках («Основания начертательной геометрии» и «Начальные основания аналитической геометрии» Севастьянова, «Дифференциальные исчисления» Базена, «Основания механики» Дестрема, «Курс теории построения машин» Чижова, «Высшая геометрия в пространстве» Майорова и др.). Основные научные труды А.А. Бетанкура: «О расширительной силе паров» (Париж, 1790); «О новой системе внутреннего судоходства» (Париж, 1807); «Руководство к составлению машин» (совместно с Х. М. Ланцем, Париж, 1808 г., 1-е издание;1819 г., 2-е издание; 1840 г., 3-е издание, посмертное).

Бетанкур оставлял при Институте лучших выпускников и готовил из них будущих профессоров (Севастьянов, Готман, Рерберг, Рокасовский, Волков, Адам), способствовал расширению строительства путей сообщения, формированию в Институте прогрессивных взглядов на общественное развитие России, подготовил 150 инженеров путей сообщения. Им создано множество действующих инструментов и моделей (макетов подъёмных механизмов — кабестанов, лебёдок), мостовых ферм, строительных конструкций, использовавшихся в учебном процессе.

Похоронен в 1824 г. в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище и перезахоронен в 1979г. в Некрополе Александро-Невской лавры.