Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Структурные подразделения

Факультеты

Управления

Подразделения

Филиалы

П.Е. Безруких

Павел Ефимович Безруких

Павел Ефимович Безруких

Дата рождения:
28 января 1892
Дата смерти:
4 марта 1950
Ректор:
1925 — 1928
Шестнадцатый ректор, Павел Ефимович Безруких родился в Ростове-на-Дону в семье рабочего ж.д. мастерских Владикавказской ж.д. В 1918 — 1920 гг. принимал активное участие в событиях того времени, являясь заместителем комиссара Северо-Кавказского округа путей сообщения, комиссаром Туркестанского округа путей сообщения. С 1923 г. он — председатель Правления Николаевской (с 1924 г. Октябрьской) ж.д., ответственный редактор журнала «Транспорт и хозяйство».

В начале 1925 г. П.Е. Безруких избран членом Правления Института инженеров путей сообщения и в том же году ректором Института. Деятельность П.Е. Безруких как рек-тора в эти годы была обусловлена начавшейся перестройкой высшего технического образования в стране. Особое внимание в Институте стало уделяться политико-воспитательной работе со студентами. Была создана сеть политических кружков.
В 1925 г. в Институте был введен курс физического воспитания студентов, развернута организация физкультурных кружков и секций.

В 1927 г. изменились условия приема в вуз. Разверстка мест осталась только для окончивших рабочие факультет и для представителей национальных меньшинств, а также для Совнаркомов союзных республик. Остальные вакансии порядке свободного поступления передавались в распоряжение местных приемных комиссий.

Институт сохранил в эти годы свои квалифицированные кадры: и 1925 — 1927 гг. работало больше 40 профессоров, около 20 доцентов и больше 100 ассистентов. Среди них профессора В.В. Арнольд, П.В. Вадковский, В.О. Вяземский, В.А. Глазырин, В.Г. Глушков, И.М. Гюнтер, Г.Д. Дубелир, В.Н. Еврсипов, А.А. Саткевич, Б.Ю. Калинович, Б.Н. Кандиба, С.Д. Карейша, А.М. Фролов, Г.А. Косяков, В.Е. Ляхницкий, Е.В. Михальцев, Е.Л. Николаи, Н.Н. Павловский, Г.П. Передерни, И.Г. Попов, Н.П. Пузыревский, Н.А. Рынин, А.А. Сурин, В.Е. Тимонов, Л.П. Шишко, А.В. Сапожников, В.И. Смирнов и др. В 1925 г. Институт пополнился специалистами производства, среди которых были П.Я. Гордеснко, К.А. Шишкин, А.Н. Орурк, ставшие впоследствии профессорами.

Хотя Институт располагал большим количеством оборудованных учебных кабинетов и лабораторий для ведения учебного процесса, в 1927/28 учебном году были организованы новые кабинеты связи, физики, начертательной геометрии, рисования, архитектуры, гидротехнических сооружений, портов и морских сообщений, внутренних водных путей сообщения, социально-экономических наук. В 1926 г. открылась кафедра «Организация постройки железных дорог». С 1928 г. Институт впервые начал готовить инженеров автодорожного транспорта.

В 1925 г. во всех индустриальных вузах страны был установлен единый срок обучения — четыре с половиной года. В связи с этим П.Е. Безруких возглавил работу по пересмотру учебных планов Института, закончившуюся в конце 1926/27 учебного года. По этим учебным планам Институт работал в течение ряда последующих лет. Существовавшая с 1906 г. предметная система преподавания была отменена и введена курсовая система, на которую полностью перешли студенты приема 1928 г. С опубликованием в 1924 г. первых документов, отменяющих лекционный метод преподавания, рекомендовался переход на лабораторно-групповой метод обучения.

В эти же годы коренным образом была перестроена и производственная практика студентов, выработаны формы организации массовой практики учащихся Института непосредственно на предприятиях железных дорог, на речном, морском и городском транспорте. С декабря 1926 г. студенческие научно-технические кружки, развивавшие научно-исследовательские навыки студентов, перешли в ведение академической секции; для руководства ими было создано Бюро НТК. В это время в кружках занимались 258 студентов и работали 13 преподавателей.

К концу 1927 г. в Институте была организована система повышения квалификации инженеров-производственников. В январе 1928 г. начались занятия на трехмесячных «повторнодополнительных курсах для ИТР эксплуатации и сооружения железных дорог». В конце 1926 г. после двенадцатилетнего перерыва возобновился выпуск сборников трудов Института. За два с небольшим года вышло в свет 8 сборников общим объемом свыше 140 печатных листов.
Всего за восемь лет, с 1921 по 1928 г., Институт подготовил 1228 инженеров.

В 1928 г. П.Е. Безруких назначен уполномоченным НКПС в Берлине, где работал до 1930 г. Затем он перешел на работу в Госплан, где занимался вопросами транспорта, а позднее — в Наркомфин, став членом Президиума по транспорту.
Жизненный путь П.Е. Безруких закончил в Москве, где и похоронен.