Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

В.Ф. Энгельгардт

Валентин Фёдорович Энгельгардт

Валентин Фёдорович Энгельгардт

Дата рождения:
1798
Дата смерти:
1856
Ректор:
1843 — 1855
Пятый ректор, генерал-майор Гренадёрской дивизии, Валентин Фёдорович Энгельгардт (родственник Е.А. Энгельгардта, в доме которого на Невском проспекте размещается Малый зал Петербургской филармонии им. М.И. Глинки) был назначен на должность ректора в период так называемой «аракчеевщины». При нём был прекращён выпуск учащихся в военно-строительный отряд и неуспевающих по высшей математике не отчисляли, а переводили в архитектурный класс.

В 1843 г. при Энгельгардте были вновь введены практические занятия, в ещё большем объёме, чем при А. Бетанкуре. Была организована летняя практика старшего класса: воспитанники направлялись в распоряжение производителей различных работ, где они проверяли теорию в деле и знакомились с порядком службы. Прапорщики младшего класса под руководством преподавателей занимались осмотром и описанием интереснейших сооружений и работ в части архитектуры, путей сообщения, гидротехнических работ, знакомились с механическими заводами, где наблюдали за технологией производства, рисовали с натуры машины и их части. Воспитанники старших курсов по-прежнему проходили практику по съёмке, нивелированию и другим изысканиям.

Совершенствование учебного процесса в связи со снижением возраста абитуриентов до 13 лет сводилось к разделению учебного плана на общее и специальное образования. Все классы делились на три отделения: 1) классы общего образования, 2) специальные теоретические классы для инженеров и архитекторов, 3) специальные практические классы для инженеров и архитекторов. Недостатком этого учебного плана был большой отсев воспитанников, так как к продолжению учёбы в специальных классах были готовы немногие. Учёт сословия при приёме также лишал Институт многих способных учащихся.

При Энгельгардте началась работа по составлению «Строительного устава» — руководства каждому инженеру и архитектору. Устав содержал все постановления по строительству, необходимые планы и чертежи от проекта и сметы до завершения строительных работ, порядок их приёма и сдачи, а также порядок отчётности.

Особое внимание в эти годы уделялось литографированию учебных курсов. Были изданы курсы гражданской архитектуры (профессора А.К. Красовского) и геодезии (профессора П.Н. Андреева). В 1845 г. в Институте была введена должность наставника-наблюдателя за преподаванием иностранных языков.

В 1848 г. при Институте указам Николая I был образован особый Учебный комитет Главного управления путей сообщения и публичных зданий (ПС и ПЗ) для сосредоточения в нём направления умственного образования и наблюдения. К курируемым учебным заведениям были отнесены ИКИПС, строительное училище, школа кантонистов Ведомства путей сообщения и школа телеграфических сигналистов.

В июне 1840 г. было утверждено новое Положение об Институте Корпуса инженеров путей сообщения, им были упразднены офицерские классы. К приёму допускались, как правило, только потомственные дворяне от11 до13 лет (в порядке исключения только до 16). Общий приём в 1849 г. составил 250 человек (150 казеннокоштных и 100 своекоштных). Годовая плата за каждого своекоштного воспитанника составляла 350 руб. серебром. Образование при этом делилось на общее и специальное. Причём специальные и математические науки преподавались по конспектам и программам, составленным Конференцией, рассмотренным в Учебном комитете и утверждённым Главноуправляющим ПС и ПЗ. Все эти преобразования были проведены под руководством В.Ф. Энгельгардта.

Постепенно, особенно с 1849 г., Институт превратился в военно-учебное заведение по типу кадетского корпуса. Все оканчивающие Институт получали звание инженера-поручика. Учебный комитет ужесточил дисциплину учащихся, ввёл телесные наказания, строго следил за деятельностью всех преподавателей и учёных.

В 1850 — 1851 гг. был Значительно пополнен Музей института и переведён в новое, более просторное помещение на первом этаже, которое ранее занимали офицерские классы.
В период ректорства В.Ф. Энгельгардта шло интенсивное строительство Петербурго — Московской железной дороги под руководством П.П. Мельникова и Н.О. Крафта. В их распоряжении находилось около 70 инженеров путей сообщения, а также студенты, ежегодно направляемые на практику для ознакомления с технологией работ.

В марте 1855 г. И.Ф. Энгельгардт был освобождён от должности ректора по состоянию здоровья, получив звание генерал-лейтенанта и назначение в члены Совета Главного управления путей сообщения.

В.Ф. Энгельгардт умер в Петербурге и похоронен на Смоленском кладбище.