Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

С.Д. Карейша

Сергей Демьянович Карейша

Сергей Демьянович Карейша

Дата рождения:
7 февраля 1854
Дата смерти:
1934
Ректор:
1911 — 1917
Двенадцатый ректор, Сергей Демьянович Карейша родился в Полтавской области. Закончил с золотой медалью Одесскую Ришельевскую гимназию. В 1877 г. окончил Институт инженеров путей сообщения по первому разряду. Более 25 лет работал на различных инженерных должностях в службах пути Оренбургской и Юго-Западных дорог.

Параллельно с практической инженерной работой С.Д. Карейша постоянно занимался обобщением опыта в области пути и строительства, проводил самостоятельные научные исследования. В 1895 г. он защитил диссертацию «О централизации управления стрелками и сигналами» и в том же году назначен штатным адъюнктом Института. В 1896 г. Карейша был избран профессором кафедры «Железные дороги». Руководство кафедрой он совмещал со службой в Министерстве путей сообщения.

В 1911 г. С.Д. Карейша впервые был избран директором Института (в 1914 г. — переизбран). Он приступил к реализации плана расширения учебных помещений Института, принятого в 1910 г. Брандтом. В 1911 — 1914 гг. было построено новое шестиярусное книгохранилище и три читальных зала. К 1917 г. фонды библиотеки достигли 83000 томов.

С введением предметной системы преподавания и испытаний все студенты стали изучать предметы учебного плана, выполнять графические задания, лабораторные работы, проекты, сдавать экзамены, а также проходить учебную и производственную практику в определенной последовательности. Распределение предметов и зачетов по полугодиям составлялось Советом Института и указывалось в расписании лекций и практических занятий. Посещение лекций и практических занятий было необязательным. В 1912 г. учебный план был пересмотрен. Форма его изменилась. Было введено «Нормальное распределение занятий в течение 10 семестров для прохождения полного курса Института инженеров путей сообщения». Девятый и десятый семестры отводились на дипломное проектирование.

По предложению С.Д. Карейши в учебный план были включены новые предметы или разделы, получившие широкое развитие в первой четверти XX века: железобетонные конструкции и мосты; воздухоплавание; электрические двигатели; автомобильное дело; депо и железнодорожные мастерские. В течение 1912 — 1913 гг. были пересмотрены все основные программы обязательных курсов. Наибольшей переработке были подвергнуты программы по предметам железнодорожного дела.

Карейше принадлежит заслуга в постановке и преподавании общего курса железных дорог и методов проектирования станций. В 1916 г. факультативный курс «Электрификация железных дорог» был включен в учебный план как обязательный.

В 1914 г. состоялся выпуск первых в России женщин-инженеров путей сообщения, закончивших Женский политехнический институт. «Дипломные проекты исполнялись ими по программе мужского Путейского института».

В 1913 г. на Александровском заводе была оборудована Паровозная лаборатория ИИПС, где проводились научные исследования и практические занятия студентов.
Научные интересы профессора Карейши были связаны с практическими запросами железных дорог. Его труды, посвященные борьбе со снежными заносами на железных дорогах, получили мировое признание, став классическими. Всего Карейша опубликовал свыше 500 научных трудов, среди которых «Курс сооружений», «Железнодорожные станции», «Курс железных дорог», «Ремонт и содержание пути», «Эксплуатация железнодорожных станций». В течение многих лет он вел активную работу в различных научных и технических обществах как в России, так и за границей. С.Д. Карейша составил уникальную картотеку книжной и журнальной литературы по железнодорожному делу за 1885 — 1916 гг., куда вошли около 100 тыс. названий.

Умер С.Д. Карейша в Петербурге, похоронен на Новодевичьем кладбище.