Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Структурные подразделения

Факультеты

Управления

Подразделения

Филиалы

М.М. Панфилов

Михаил Михайлович Панфилов

Михаил Михайлович Панфилов

Дата рождения:
20 сентября 1897
Дата смерти:
июнь 1963
Ректор:
1936 — 1942
Двадцатый ректор, Михаил Михайлович Панфилов родился в Мордовии в г. Темникове в семье служащего. В 1924 г. он поступил и в 1929 г. закончил электротехнический факультет МВТУ, все годы совмещая учебу с работой. После окончания вуза был оставлен в аспирантуре. С 1928 г. руководил производственной практикой студентов, с сентября 1928 г. в течение года также занимал должность замдекана электрофака МВТУ, заведовал специальностью по электрооборудованию промышленных предприятий.

В 1930-1932 гг. М. М. Панфилов — заместитель директора Управления кадрами Всесоюзного электрообъединения и заведующий отделом техникумов и рабфаков. Затем новые назначения: НКПС — заместитель начальника Центрального управления подготовки кадров; начальник отдела вузов и рабфаков Наркомпути; заместитель председателя Квалификационной комиссии по присвоению ученых званий. В 1932 г. решением Квалификационной комиссии НКПС М.М. Панфилов был утвержден в ученом звании доцента но кафедре «Электротехника».

В августе 1935 г. по личной просьбе М.М. Панфилов был направлен в Ленинград заместителем начальника Института — начальником учебной части ЛИИЖТа, в сентябре 1936 г. назначен начальником Института.

На 1 января 1937 г. в Институте училось 3439 студентов. Развивалась учебно-лабораторная база. Под руководством М.М. Панфилова были созданы новые кабинеты и лаборатории, среди которых электротяговая, электрических машин, токов высоких напряжений, электросварки, автоматических тормозов подвижного состава, проводной связи, сигнализации, централизации и блокировки, радиотехники и др. Значительно расширилась Механическая лаборатория им. профессора Н.А. Белелюбского, были организованы новые отделения: каменных материалов, рентгенографическое, металлографическое, фотоупругости, экспериментальных методов напряжений. Цементное отделение пополнилось аппаратурой для испытаний бетона. Все остальные отделения лаборатории получили ряд новых машин и установок для статических и динамических испытаний материалов и конструкций.

Плодотворное влияние на развитие научной деятельности в Институте оказало активное участие профессорско-преподавательского состава в строительстве новых и реконструкции существующих дорог. В эти годы в Институте были созданы новые научные школы: профессоров Д.Д. Бизюкица и А.В. Ливеровского по строительству железных дорог; профессора А.М. Годыцкого-Цвирко по взаимодействию пути и подвижного состава; профессоров А. Б. Лебедева, В. А. Шевалина, Н. Н. Костромитина по электрификации железных дорог; профессора Н. М. Беляева по строительной механике; профессора А.Н. Пассека по строительству тоннелей. Получила дальнейшее развитие научная школа профессора Г.П. Передерия по мостостроению. В 1937 г. факультет связи и СЦБ выделился в самостоятельный Ленинградский электротехнический институт инженеров сигнализации и связи, позже, в 1950 г., названный ЛЭТИИЖТ.

С начала Великой Отечественной войны жизнь Института изменилась. В июле 1941 г. был организован учебный 10-й истребительный батальон, вошедший затем в состав 20-й стрелковой дивизии, организован и переправлен через линию фронта партизанский отряд из студентов ЛИИЖТа. В сентябре начали действовать команды МПВО, укомплектованные из преподавателей, студентов, рабочих и служащих. В первые же месяцы войны в Институте была организована Оборонная комиссия под председательством М.М. Панфилова, в которую вошли крупнейшие ученые Института. Осенью 1941 г. учебу в Институте начали всего 270 студентов. В декабре 1941 г. было выпущено 355, в начале 1942 г. — еще 211 специалистов.
В феврале 1942 г. Институт был эвакуирован в Новосибирск. С эшелоном выехало 7 преподавателей и сотрудников и 386 студентов. В апреле 1942 г. после вывоза коллектива в Новосибирск М.М. Панфилов приказом Наркома путей сообщения был освобожден от должности начальника Института и назначен начальником Управления учебных заведении НКПС С 1945 по 1963 г. он работал начальником Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта. Умер М.М. Панфилов в 1963 г., похоронен в Ростове.