Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Структурные подразделения

Факультеты

Управления

Подразделения

Филиалы

К.Г. Протасов

Константин Георгиевич Протасов

Константин Георгиевич Протасов

Дата рождения:
17 марта 1903
Дата смерти:
6 января 1975
Ректор:
1951 — 1965
Двадцать третий ректор, Константин Георгиевич Протасов родился в Саратове в семье рабочего. После службы в Красной Армии работал по оказанию помощи голодающим Поволжья. В 1922 г. он поступил на рабфак при Саратовском университете. Способный юноша и течение одного года сумел подготовиться и в 1923 г. по путевке поступил в Петроградский институт гражданских инженеров, откуда в том же году перевелся в ПИИПС на мостовое отделение сухопутного факультета.

Закончив в 1929 г. Институт, К.Г. Протасов уехал в Забайкалье, где работал инженером по изысканиям железнодорожной линии Пашенная-Букачага. В конце 1929 г. он по рекомендации профессора Передерия был зачислен в аспирантуру ЛИИЖТа, которую окончил в 1931 г. с присвоением звания научного работника 1 разряда. С 1930 г. он — ассистент кафедры «Мосты» ЛИИЖТа, а с 1932 г. — доцент. В 1937 — 1938 гг. он заведовал кафедрой «Статика сооружений и конструкций», но затем снова, возвратился доцентом на кафедру «Мосты», заведующим которой стал в 1942 г.

В годы войны К.Г. Протасов работал в техническом отделе военно-восстановительных и заградительных работ НКПС. В 1945 г. защитил докторскую диссертацию на тему: «Расчет статически неопределимых мостовых ферм с учетом пластических деформаций. Метод начальных усилий».
По инициативе К.Г. Протасова для решения проблем отечественного мостостроения в 1946 г. в ЛИИЖТе был организован Научно-исследовательский институт мостов (НИИ мостов), первым директором которого в течение 1946 — 1951 гг. он и был.

В 1951 г. К.Г. Протасов назначен начальником ЛИИЖТа. Он продолжил начатое его предшественником совершенствование структуры Института, специальностей и специализаций. В Институте велась подготовка специалистов более широкого профиля, существующие специализации внутри специальностей были укрупнены. В 1954 г. произошло объединение ЛИИЖТа с ЛЭТИИЖТом, который вошел в Институт как электротехнический факультет. Объединение институтов и укрупнение ряда кафедр (число их сократилось с 64 до 38) позволило решать крупные комплексные научные проблемы. В 1955 г. на строительном, энергетическом, механическом факультетах появились специальности по новой технике. Вечернее отделение было преобразовано в факультет, а в 1957 г. на базе филиала ВЗИИТ открылся заочный факультет.

Особое внимание К.Г. Протасов уделял подготовке преподавательских кадров. К началу 1958/59 учебного года коллектив насчитывал 487 человек, в том числе 32 профессора и 238 доцентов и кандидатов наук. Лаборантский и учебно-вспомогательный персонал Института состоял из 253 человек, большинство из которых имели высшее образование. Прием студентов на I курс, составлявший до 1955 г. 600-700 человек в год, после объединения с ЛЭТИИЖТом возрос до 1325 человек, а в последующие годы удерживался на уровне 900 человек. Усиленно развивалась учебно-лабораторная база. В 1959 г. в Институте насчитывалось 52 лаборатории и 33 учебных кабинета. В 1953 — 1958 гг. было издано свыше 300 учебно-методических руководств к лабораторным работам. В эти годы ученые Института развернули деятельность по решению проблем, связанных с дальнейшим техническим прогрессом в транспорте и строительстве. В период с 1946 г. по 1959 г. профессора и преподаватели провели свыше 1000 научных исследований и опубликовали около 650 научных работ. С 1952 г. начали выходить тематические сборники.

3 декабря 1959 г. ЛИИЖТ отметил свое 150-летие. В ознаменование этого события Институт был награжден Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР. Открылась портретная галерея видных ученых, работавших в Институте, и его выдающихся питомцев.

По инициативе К.Г. Протасова в 1951 — 1953 гг. построен 7-й корпус Института, куда был переведен ректорат и другие административные подразделения, и осуществлен ремонт Юсуповского дворца, где в 1955 г. разместились кафедры и лаборатории электротехнического факультета. В период с 1809 по 1959 г. было подготовлено 25 115 инженеров, из них с 1918 по 1979 г. — 19000.

После 1966 г. К.Г. Протасов отдавал свои силы научной и учебной работе в должности заведующего кафедрой «Мосты» (с 1942 по 1975 г.). Член-корреспондент Академии строительства и архитектуры, К.Г. Протасов последовательно развивал и продолжал передовые идеи отечественной школы мостостроения. Ученик академика Г.П. Передерия, К.Г. Протасов был одним из руководителей советской мостостроительной школы. В течение нескольких десятилетий он был признанным авторитетом мостовиков страны.

Многие годы заслуженный деятель науки и техники РФ К.Г. Протасов являлся председателем секции транспортного строительства Научно-технического совета Госстроя СССР, председателем мостовой комиссии Научно-технического сонета МПС, членом Научно-технического совета Минтрансстроя.
Умер К.Г. Протасов в Ленинграде, похоронен на Серафимовском кладбище.