Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

В.И. Романов

Василий Иванович Романов

Василий Иванович Романов

Дата рождения:
1879
Дата смерти:
неизвестна
Ректор:
1931 — 1935
Восемнадцатый ректор, Василий Иванович Романов получил высшее образование. В первой половине 1931 г. был назначен начальником ЛИИЖТа. Он стоял во главе Института в сложное время поисков и экспериментов в высшей школе страны.

В конце 1931 г. ЛИИЖТ был разделен на два самостоятельных учебных заведения: Ленинградский путейско-строительный учебный комбинат (ЛПСУК) и Ленинградский электромеханический учебный комбинат (ЛЭМУК) инженеров железнодорожного транспорта. Позже в этих комбинатах была введена более узкая специализация, лаборатории и учебные кабинеты использовались для институтов и техникумов единого профиля.

ЛПСУК, директором которого был П.Д. Рождественский, располагался в здании бывшего Политехникума НК.ПС на Бородинской ул., д. 6. Обучение велось по пяти специальностям: путевой, мостовой, гражданские сооружения, водоснабжение и канализация, инженерно-педагогической. Кроме того, были открыты путейско-строительный техникум, рабочий факультет и заочное отделение.

Директором ЛЭМУК был назначен начальник ЛИИЖТа В.И. Романов. ЛЭМУК имел восемь образовательных специальностей: радиосвязь, проводная связь и СЦБ, электротехника и энергетика, электротяга, ремонтные заводы, тяговое хозяйство, эксплуатация железных дорог, инженерно-педагогическую. В состав ЛЭМУК входили электротехнический техникум и заочное отделение Института, которые размещались в здании бывшего ЛИИПС на Международном (ныне Московском) пр., д. 9, два учебных филиала — один в Вологде, а другой в Ярославле.
Чрезмерное число специализаций и организационные трудности в работе обоих комбинатов привели к тому, что уже в 1933 г. они были объединены в один институт с прежним названием — ЛИИЖТ.

ЛИИЖТ имел семь факультетов и размещался в прежнем здании на Московском пр., д. 9. В 1933 г. на базе электротехнического факультета были образованы факультеты связи и СЦБ и электромеханический. В.И. Романов стал ректором ЛИИЖТа. В 1934 г. под его руководством был разработан новый Устав Института. К этому времени общее число кафедр достигло 43, в их числе были вновь организованные кафедры «Общий курс железных дорог», «Постройка железных дорог», «Тоннели» и др. Организованный в эти годы научно-исследовательский сектор (НИС) объединил работу научно-исследовательских бюро при кафедрах: бюро мостов с мостоиспытательной станцией, бюро путевых комбайнов (1931 г.), бюро пути и бюро мощных локомотивов (1932 г.), бюро механизации на транспорте и бюро железнодорожного водоснабжения (1933 г.). В филиале НИИ по строительству (ЦИС НКПС), руководимом профессором Передернем, работало около 20% общего числа профессоров и преподавателей. Бюро выполняли научные, проектные и конструкторские договорные работы но заданию ж.д., заводов и строек.

Претворение в жизнь планов индустриализации страны требовало большого числа специалистов. К концу 1933 г. резко увеличилось число слушателей на рабфаке ЛИИЖТа — 3465 человек, из которых большинство (80-90%) были рабочие. С 1936 г. в контингенте поступающих в Институт преобладали выпускники средних школ-десятилеток. В 1936/37 учебном году в Институте учились 3439 человек, из них 21 % — женщины.
С 1933/34 учебного года бригадно-лабораторный метод занятий был заменен лекционным методом с проведением лабораторных занятий, упражнений, производственной практики, курсового и дипломного проектирования. Экзамены проводились только в периоды весенней и зимней сессий.

Изменились правила обучения и в аспирантуре. До 1934 г. не требовалась защита диссертации и аспирантам выдавался документ о присвоении звания научного сотрудника. С 1934 г. введена публичная защита диссертаций на соискание ученой степени.

В Институте постоянно велась работа по повышению квалификации преподавательского состава. С 1936 г. были введены индивидуальные планы научной работы для каждого преподавателя. За период 1935-1941 гг. 88 преподавателей защитили кандидатские, а 12 — докторские диссертации.

В сентябре 1935 г. В.И. Романов был освобожден от занимаемой должности. Сведений о его дальнейшей судьбе найти не удалось.