Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Е.И. Сивербрик

Егор Иванович Сивербрик

Егор Иванович Сивербрик

Дата рождения:
1800(?)
Дата смерти:
после 1862
Ректор:
1855 — 1861
Шестой ректор, Егор Иванович Сивербрик работал в Институте с 1849 г., будучи полковником. В 1852 г. произведен в генерал-майоры и назначен предстателем Института в военно-учебных заведениях. После увольнения В.Ф. Энгельгардта 27 марта 1855 г. он был назначен директором Института. Основой деятельности Е.И. Сивербрика стала реализация нового Положения об Институте 1849 г. В 1850 г. был последний выпуск офицерских классов, учившихся по предыдущему Положению 1844 г. Первый выпуск инженеров по новому Положению состоялся в 1852 г., причем практически все воспитанники были удостоены чина поручика. Последующие выпуски (по 1859 г. включительно) проходили также очень успешно: из 157 окончивших курс воспитанников чина поручика удостоились 129, подпоручика — 25 и прапорщика — только три человека. В гражданские чиновники не был произведен никто.

Под руководством Е.И. Сивербрика проводилось совершенствование учебного процесса. Было изменено время проведения классных занятий с целью выделения дневных часов для черчения и рисования, требующих естественного освещения. В соответствии с Положением только III специальный класс считался практическим.

Е.И. Сивербрик организовал практику в механизированных заведениях при Технологическом институте, в летнее время на Петербурго-Варшавской ж. д., на объектах строительства Санкт-Петербурга. Однако опыт показал, что изучение специальных предметов проходит успешнее при практической проверке теоретических знаний в течение учебного года, а не только в летнее время. В связи с этим Сивербрик добился выделения средств на строительство здания для новых лабораторий. В нем в 1860 г. была открыта химическая лаборатория, где производились анализы преимущественно строительных материалов. При лаборатории было также организовано отделение для испытаний механического сопротивления материалов. Для усвоения практических навыков при изучении курса гидравлики был приобретен «снаряд Вейсбаха», определяющий скорость и расход воды, вытекаю-щей из отверстий различной формы. В химической лаборатории были организованы работы по анализу воды на различных станциях Николаевской железной дороги и исследованию накипи в паровых котлах паровозов. В механическом отделении были выполнены опыты по определению свойств строительных материалов полуострова Крым.

При Сивербрике значительно пополнилась библиотека. Специальная литература выписывалась из-за границы, был организован межбиблиотечный обмен дубликатами, выписаны полные серии главнейших французских, английских и немецких специальных журналов. Одновременно была открыта классная библиотека для воспитанников, состоящая из самых важных и необходимых изданий.

Еще одним преобразованием, осуществленным в Институте при Е.И. Сивербрике, стало повышение возраста абитуриентов до 14-19 лет, в связи с чем два младших класса общего курса были упразднены. Это дало возможность улучшить специальное образование и, кроме того, набирать более старших юношей, правильнее оценивать их способности, уменьшив при этом отсев. В конце 50-х годов XIX в Институт достаточно успешно пополнял Корпус инженеров путей сообщения своими воспитанниками. При Е.И. Сивербрике появилась традиция (по предложению Я. Севастьянова) выделять трех лучших воспитанников каждого выпуска. Списки их хранились в Актовом зале. Впоследствии по Высочайшему повелению была учреждена «Мраморная доска лучших воспитанников», на которой золотыми буквами изображались имена и фамилии первых по выпуску.

Быстрое развитие путей сообщения в России требовало увеличения выпуска инженеров. Институт оперативно реагировал на потребности страны в специалистах. В связи с этим в 1856 г. был введен экстернат «для лиц, желающих прямо держать выпускной экзамен в Институте Корпуса инженеров путей сообщения и в Строительном училище Главного управления путей сообщения и публичных зданий».

При Е.И. Сивербрике в 1859 г. Институт отметил 50-летии юбилей со дня основания.

В 1861 г. Е.И. Сивербрик по болезни ушел в отставку. Он умер в Петербурге и похоронен на Смоленском кладбище.