Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Структурные подразделения

Факультеты

Управления

Подразделения

Филиалы

В.П. Соболевский

Владимир Петрович Соболевский

Владимир Петрович Соболевский

Дата рождения:
21 июня 1809
Дата смерти:
20 декабря 1882
Ректор:
1861 — 1882
Седьмой ректор, Владимир Петрович Соболевский родился в Петербурге в семье П.Г. Соболевского, известного горного инженера, члена-корреспондента Петербургской академии наук (1830 г.). В.П. Соболевский закончил в 1827 г. Военно-строительное училище путей сообщения, получив чин прапорщика. С 1830 г. после окончания Института (первым по выпуску) зачислен в резерв Корпуса инженеров путей сообщения и оставлен при Институте в должности репетитора. Педагогическую деятельность начал с преподавания химии. В 1836 г. В.П. Соболевский был избран помощником профессора по минералогии, в 1842 г. был утвержден в звании профессора минералогии и геогнозии. В 1843 г. он стал редактором «Журнала путей сообщения», членом комитета по изданию которого являлся с 1837 г.

В 1848 г. В.П. Соболевский был избран членом Учебного комитета Главного управления путей сообщения и публичных зданий, а в 1849 г. назначен инспектором классов Института. Будучи инспектором, он много занимался организацией и совершенствованием учебного процесса, обеспечивал более качественную подготовку инженеров путей сообщения. В 1853 г. в рапорте ректору Института Соболевский предложил организовать углубленное изучение высшей математики, начертательной геометрии, физики и химии путем повторения курса, для чего предполагал назначить профессорам этих курсов помощников (создается институт доцентуры).

В 1856 г. Соболевский был командирован за границу для ознакомления с состоянием учебной работы в известнейших технических учебных заведениях: в Политехнической школе и Школе дорог и мостов во Франции и Центральной школе искусств и ремесел в Пруссии. Результатом поездки явилось решение о необходимости реформирования Института и превращения его в открытое учебное заведение гражданского профиля. Проект Положения об Институте был представлен им 27 ноября 1862 г. Учрежденный Комитет по преобразованию Института единогласно поддержал предложение нового ректора. Предполагалось, что в Институте должны преподаваться лишь специальные предметы на основе общеобразовательной подготовки учащихся учебных заведений народного просвещения. Студенты в Институте должны учиться добровольно, по призванию, а не по принуждению. Обучение в офицерских классах было весьма дорого и экономически мало целесообразно, так как их выпускники редко шли на государственную службу, предпочитая частную практику. К тому же выпуски инженеров были невелики. Страна, освобожденная от крепостного права, бурно развивалась и требовала большого числа инженерных кадров.

Усилиями В.П. Соболевского и при поддержке Главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий П.П. Мельникова Институт Корпуса инженеров путей сообщения вместе с музеем Института был к 1863 г. преобразован открытое учебное заведение и получил новое название Петербургский Институт инженеров путей сообщения, а с 1877 г.- ИИПС Императора Александра I. Выпускникам Института с 1864 г. присваивалось звание гражданского инженера и выдавался диплом соответствующего образца. По предложению Соболевского в Институте в 1864 г. были образованы 12 кафедр и введена должность заведующего кафедрой.

В.П. Соболевский, проработавший в Институте более 50 лет, обладал огромным авторитетом как выдающийся педагог, ученый и инженер путей сообщения. Он активно участвовал в работе различных конференций, совещаний, комитетов и комиссий. В 1865 г. В.П. Соболевский был избран Академией художеств Почетным вольным общником. В 1859 г. приобрёл и передал библиотеке Института подлинные чертежи и рисунки Исаакиевского собора и Александровской колонны, принадлежавшие О. Монферрану. В ноябре 1881 г. Соболевскому Конференцией Института было присвоено звание Почётного члена Института и постановлено установить в библиотеке его мраморный бюст.

В.П. Соболевский умер в Петербурге, похоронен на Новодевичьем кладбище.