А.Д. Готман
Андрей Данилович Готман
- Дата рождения:
- 1790
- Дата смерти:
- 23 июня 1865
- Ректор:
- 1836 — 1843
В 1816 г. он начал работать в Комитете строений и гидравлических работ, который возглавлял с 1834 по 1843 г. В ведении Готмана находилось завершение строительства Адмиралтейства по проекту Захарова. Адмиралтейство было принято Комитетом исходной точкой трёх главных лучевых магистралей: Невского, Вознесенского проспектов и Гороховой улицы, при этом учитывалось композиционное решение трёх площадей — Дворцовой, Адмиралтейской и Петровской (ныне Декабристов). Под руководством Готмана велись работы по устройству Адмиралтейского бульвара, каменного канала под Исаакиевской площадью и гранитных пристаней — Дворцовой и Петровской. Готман курировал также строительство Обводного канала. В 1837 г. он активно участвовал в восстановлении Зимнего дворца после пожара; под его руководством инженером Буттацем был разработан проект нового Аничкого моста, построенного в 1841 г. через Фонтанку во всю ширину Невского проспекта. Скульптор Клодт украсил мост четырьмя скульптурными группами с фигурами коней. В 1844 г. по проекту Готмана с Участием Адама и Завадовского был переустроен Синий мост перед Мариинским дворцом (с 40 до 97,3 м по ширине). Готман участвовал в строительстве Исаакиевского собора, Благовещенского моста, Петербурго — Московской ж.д. При участии Готмана рассмотрен и одобрен проект Журавского по устройству нового шпиля собора Петропавловской крепости, возведённого в 1858 г., а также проект Кремлёвского дворца, построенного в 1838-1849 гг. К. Тоном.
В 1819 — 1823 гг. Готман руководил строительством здания Института Корпуса инженеров путей сообщения в соответствии (предположительно) с проектом Тома де Томона. Это здание, позже надстроенное, сохранилось до нашего времени. Юсуповский дворец, где с 1810 по 1823 г. проходили учебные занятия, был переделан под квартиру Главноуправляющего путей сообщения.
А.Д. Готман учредил ежегодные командировки профессоров Института в Европу и США, что способствовало росту их квалификации и благотворно влияло на подготовку инженеров. Благодаря этому решению Конференция Института в 1837 г. командировала П.П. Мельникова и С.В. Кербедза в Англию, Францию, Германию, Бельгию и Австрию для изучения нового вида транспорта — железных дорог. В 1839 — 1840 гг. П.П. Мельников с Н.О. Крафтом изучили организацию железных дорог в США, что помогло отстоять в научных и инженерных кругах России выгодность и перспективность железнодорожного транспорта. При А.Д. Готмане в 1837 г. вошла в строй первая в России железная дорога общего пользования С.-Петербург — Царское Село, в 1842 г. началось строительство первой в мире двухпутной железнодорожной магистрали С.-Петербург — Москва, куда были откомандированы (с согласия Готмана) Мельников, Крафт и другие инженеры путей сообщения, а также строительство по проекту Кербедза первого постоянного моста через Неву (Готман вошёл в состав Комитета по строительству моста).
А.Д. Готману удалось ускорить издание литографированных курсов лекций по гидрографии, минералогии, геологии, всеобщей и русской истории, статистике, теоретической механике и др. Началось преподавание курса военных сообщений (с 1843 г.). Впервые в истории Института Готман создал коллектив профессоров (Остроградский, Буняковский, Чижов, Вранкен, Бутырский, Волков, Соболевский, Мельников, Кербедз, Евреинов, Буттац, Добронравов, Янушевский, Ястржембский, Глухов и др.), поднявших высшее техническое образование в России на европейский уровень того времени. Вместе с помощником по учебной части Я.А. Севастьяновым Готман перевёл преподавание в Институте с французского на русский язык.
В 1859 г. в дни юбилея Готману был пожалован чин полного генерала.
Последние годы А. Готман провёл в Дрездене, где умер и похоронен.