Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Л.Ф. Николаи

Леопольд Федорович Николаи

Леопольд Федорович Николаи

Дата рождения:
30 ноября 1844
Дата смерти:
11 марта 1908
Ректор:
1901 — 1905
Девятый ректор, Леопольд Федорович Николаи родился в Ижевске. По окончании гимназии, а затем Казанского университета поступил в Институт инженеров путей сообщения и закончил его в 1871 г. Первые годы работы прошли на Киево-Брестской и Моршанско-Брестской ж. д. Затем — работа инженером по техническим занятиям в Технико-инспекторском комитете железных дорог.

В сентябре 1876 г. по решению Конференции ИИПС Николаи приглашен репетитором параллельных классов, а в 1880 г. избран экстраординарным профессором по кафедре «Строительное искусство» по отделу «Мосты». В марте 1883 г. Л.Ф. Николаи назначен членом Временного Управления казенных железных дорог, но оставлен и на должности профессора Института. Он принимал участие в работах по строительству Екатеринославской ж. д. и моста через р. Днепр.

В 1901 г. Л.Ф. Николаи был избран заслуженным ординарным профессором, а в декабре того же года назначен директором ИИПС. В этой должности Леопольд Федорович проработал пять лет.

Общее число кафедр и количество штатных профессоров, адъюнктов и преподавателей, несмотря на дальнейшую дифференциацию транспортных наук, оставалось в эти годы неизменным, как при ректоре М.Н. Герсеванове. Существенные изменения в жизни Института произошли в 1905 г., после социальных потрясений января 1905 г. в Петербурге. Занятия в Институте были прекращены и возобновлены лишь в феврале 1906 г. Выпуска инженеров в 1905 г. не было.

По инициативе Л.Ф. Николаи Советом Института был принят новый демократический порядок-избрание ректора, проректора и секретаря Совета тайным голосованием. С этого времени на Совет Института возлагалась полная ответственность не только за приведение выборов дирекции, но и за «нормальный ход» учетных занятий.

Будучи крупным специалистом в области мостостроения, Л.Ф. Николаи много внимания уделял совершенствованию учебного процесса в части курсового и дипломного проектирования. В учебном плане IV курса было предусмотрено выполнение одного курсового проекта по архитектуре и пяти упражнении по мостам, водным путям, портовым сооружениям, строительной меднике и водоснабжению. На V курсе выполнялось четыре проекта — один по мостам, а остальные по другим специальным предметам.
При Л.Ф. Николае были открыты четыре новых лаборатории: электротехническая, гидротехническая, аэромеханическая и паровозная, а действовавшие лаборатории — существенно пополнены новым оборудованием.

Л.Ф. Николаи внёс большой вклад в развитие отечественной школы мостостроения. Им опубликовано 27 актуальных научных работ, ряд классических учебных пособий по курсу мостов, которые являлись руководствами не только для студентов, но и для инженеров-проектировщиков мостовых конструкции. Он принимал участие в строительстве Троицкого моста в Петербурге (1903 г.), других мостов и сооружений. Л.Ф. Николаи был членом Инженерного совета МПС, являлся также членом Мостовой комиссии, образованной для выработки «программы требований, подлежащих и представленных на утверждение Совету проектов опор и пролетных частей мостовых сооружений».

Л.Ф. Николаи умер в Петербурге, состоя на службе. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Совет Института увековечил его память, присвоив его имя чертежному залу.