Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

А.Ф. Сухопольский

Александр Федорович Сухопольский

Александр Федорович Сухопольский

Дата рождения:
28 августа 1909
Дата смерти:
12 октября 1987
Ректор:
1944 — 1951
Двадцать второй ректор, Александр Федорович Сухопольский родился в Симферополе в семье паровозного машиниста. Трудиться начал с 14 лет: рабочим в сельском хозяйстве, учеником слесаря в паровозном депо, слесарем, бригадиром слесарей по ремонту паровозов. В 1932 г. поступил в ЛИИЖТ, который с отличием закончил в 1937 г. Был рекомендован в аспирантуру по кафедре «Паровозное хозяйство». В 1940 г. защитил диссертацию, ему была присуждена ученая степень кандидата технических наук. В том же году стал ассистентом, а в 1941 г. — доцентом кафедры «Паровознолинейное хозяйство». В 1941/42 учебном году — он заместитель начальника учебной части Института, с февраля 1942 г. — временно и.о. начальника ЛИИЖТа (в Ленинграде).

В августе 1942 г. А.Ф. Сухопольский назначен уполномоченным Управления учебными заведениями НКПС, задачей которого было обеспечение сохранности зданий, помещений библиотек, лабораторного оборудования, аппаратуры и приборов специальных кабинетов, хозяйственного инвентаря ЛИИЖТа, ЛЭТИИССа и ЛТЖДТ им. Ф.Э. Дзержинского. В сентябре 1943 г. он назначен начальником Отделения Института в Ленинграде.

После реэвакуации ЛИИЖТа из Москвы, которую возглавлял Г.В. Кокорев, в мае 1944 г. А.Ф. Сухопольский был назначен начальником ЛИИЖТа. Началось восстановление Института. В эксплуатации после блокады находились только 19-й корпус, Механическая лаборатория и часть жилого корпуса. С июня по октябрь 1944 г. был выполнен план первой очереди восстановления зданий Института и полностью восстановлены корпуса: Главный, Административный, 12-й, 19-й, Ленинский и Комсомольский. Частичный ремонт был произведен в Химическом и других корпусах.

2 октября 1944 г. Институт начал учебные занятия и полном составе. К этому времени он имел пять факультетов: движения и грузовой работы, механический, энергетический, строительный, мостов и тоннелей. На всех курсах насчитывалось 1698 студентов. По числу профессоров и преподавателей Институт приближался к довоенному уровню.

А.Ф. Сухопольский направлял деятельность профессорско-преподавательского состава и студенческой общественности на обеспечение высокой успеваемости, укрепление дисциплины, подъем научно-исследовательской работы, окончание восстановительных работ. 13 сентября 1945 г. Институт по случаю 135-летия со дня основания был награжден орденом Ленина.

В 1945/46 учебном году в вузе насчитывалось уже шесть факультетов, был вновь открыт факультет промышленного транспорта. При Институте работали подготовительные курсы, заочное отделение и инженерные курсы. С 1 сентября 1947 г. возобновило работу вечернее отделение. В связи с развитием транспорта и решением новых задач на производстве в Институте начали появляться новые специальности и специализации, новые научные подразделения, учебные лаборатории. Так, в 1948 г. на механическом факультете были созданы две дополнительных специализации: «Тепловозное хозяйство» и «Строительно-путевые и погрузочно-разгрузочные машины».

В 1946 г. начал работать Научно-исследовательский институт мостов при ЛИИЖТе, организованный на базе его лабораторий. Он был создан для разработки научных вопросов, связанных с капитальным восстановлением, строительством и эксплуатацией железнодорожных мостов. В том же году было воссоздано Научно-исследовательское бюро пути и строительства.

Одним из основных направлений деятельности начальника Института было развитие учебно-лабораторной базы. В 1946 г. силами сотрудников оборудование лабораторий и учебных кабинетов было практически восстановлено. В дальнейшем лабораторная база значительно расширилась, а ее оснащение и оборудование обновились.

В 1947 г. из специальных лабораторий выделилась лаборатория общей электротехники и была вновь создана лаборатория релейной защиты, автоматики и телемеханики тяговых подстанций.

Научная деятельность Института в эти годы была направлена на оказание научно-технической помощи транспорту в восстановлении его хозяйства на новой основе. Так, в 1949 г. была разработана и изготовлена рельсосварочная машина, а участник этого проекта профессор А.Е. Алексеев удостоен Государственной премии.

В марте 1951 г. А.Ф. Сухопольский был переведен на должность доцента Института, затем работал заведующим кафедрой, деканом и вышел на пенсию в 1985 г. с должности доцента кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство». Умер А.Ф. Сухопольский в Ленинграде, похоронен на Большеохтинском кладбище.