Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Из истории символов Университета

Учрежденный в 1809 году Корпус инженеров путей сообщения и при нем ИКИПС первоначально не имели своего символа. В печатных источниках последних лет, а также в Интернете ошибочно приводятся сведения о неких символах ведомства путей сообщения, введенных в 1809 и 1817 годах. Они появились позже, а при образовании Корпуса инженеров путей сообщения, например, на пуговицах генеральских мундиров изображался государственный герб — двуглавый орел, пуговицы остальных чинов были гладкими. На киверах и треуголках укреплялись кокарды в виде двухцветных розеток.

В 1825 году на киверах чинов путей сообщения в виде кокард появились изображения двух перекрещенных лопат, в 1827 году для киверов воспитанников ИКИПС был учрежден герб, выполнявшийся из меди в виде так называемого «полусолнца». Мундиры были из темно-зеленого сукна с белыми оловянными пуговицами.

Кивер студента ИКИПС и кокарда в виде «полусолнца».

Семнадцатого января 1830 года Главноуправляющему путями сообщений герцогу А.Ф. Вюртембергскому (Alexander Friedrich Karlvon Wurttemberg) было передано решение Государя Императора Николая I, утвердившего для Корпуса инженеров путей сообщения два варианта пуговиц: генералам — гладкие с гербом, остальным чинам Корпуса инженеров путей сообщения и строительному отряду — «с арматуром из крестообразно сложенных топора и якоря». Изображение перекрещенных топора и якоря на многие десятилетия стало символом ведомства путей сообщения. Этот, как мы сказали бы сегодня, «корпоративный знак» олицетворял собой архитрудные условия, в которых устраивали пути сообщения российские транспортники, проходя сквозь лесные чащи с помощью топора или передвигаясь по внутренним водным путям.

Перекрещенные топор и якорь — символ Ведомства путей сообщения с 1830 г. Форменная пуговица.

Символ «топор и якорь» благополучно дожил до железнодорожного транспорта в России, до образования МПС в 1865 году, до создания Наркомата путей сообщения (НКПС) в 1917 году и оставался символом НКПС 15 лет. В 1932 году произошло разделение ведомства по видам транспорта. В качестве символа НКПС был принят так называемый «технический знак, представлявший собой изображение перекрещенных молотка и разводного (французского) ключа».

Технический знак — изображение перекрещенного молотка и разводного (французского) ключа. Форменная пуговица железнодорожника.

Символ ведомства путей сообщения и Института с 1830 года «топор и якорь» изображался на пуговицах, кокардах, как знак на погонах, на печатях и штампах на библиотечных книгах и студенческих билетах.

Памятный знак выпускника Института конца XIX в.: под изображением государственного герба не просто разглядеть перекрещенные топор и якорь.

Сегодня топор и якорь, которые с 1830 года стали символом ведомства путей сообщения, являются принадлежностью корпоративного знака ПГУПС Императора Александра I. Этот знак был надлежащим образом зарегистрирован как товарный (знак обслуживания) в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам 7 апреля 2006 года.

Товарный знак (знак обслуживания) Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, современный академический знак выпускника ПГУПС и современный, так называемый «фрачный» корпоративный значок ПГУПС.

Буква «У» обозначает «Университет», а ее графическое изображение — специфику нашего отраслевого вуза, схематически показывая развитие, соединение и разветвление путей сообщения.

Цифры 1809 — год основания Университета. Символы корпоративного знака — топор и якорь — перенесены с эмблемы 1830 года Управления сухопутных и водных путей сообщения, чем подчеркнута преемственность традиций поколений транспортников XIX, XX и XXI веков. Книга — символ учения и знаний, передаваемых от поколения к поколению. Знак имеет форму круга, олицетворяющего колесо, одно из самых гениальных изобретений человечества в области транспорта.