Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Научно-исследовательские проекты

ОАО «РЖД» с 2013 года реализует комплекс первоочередных мероприятий по развитию ж/д инфраструктуры Восточного полигона. Его целью является ликвидация «узких мест» на железных дорогах Забайкалья и Дальнего Востока для обеспечения дополнительного объема перевозок грузов российских компаний.

В 2013 году инвестиции в проект составили около 380 млрд рублей. Провозная способность ряда участков Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей выросла более чем на треть.

Транссибирская магистраль — мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия протяженностью примерно 10 тыс. км, оборудованная современными средствами информатизации и связи. Она является самой длинной железной дорогой в мире и естественным продолжением международного транспортного коридора № 2.

На востоке, через пограничные станции Хасан, Гродеково, Забайкальск, Наушки, Транссибирская магистраль обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, а на западе, через российские порты и пограничные переходы с бывшими республиками Советского Союза, — в европейские страны.

Магистраль проходит по территории двадцати субъектов Российской Федерации и пяти федеральных округов. Эти регионы богаты природными ресурсами и располагают значительным экспортным и импортным потенциалом. В регионах, обслуживаемых магистралью, добывается более 65 % производимого в России угля, осуществляется почти 20 % нефтепереработки и 25 % выпуска деловой древесины. Здесь сосредоточено более 80 % промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов. На Транссибе расположено 87 городов из которых 14 являются центрами субъектов Российской Федерации.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) связана с Транссибирской железной дорогой тремя соединительными линиями: Бамовская — Тында, Известковая — Новый Ургал и Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре.

БАМ проходит по территории с суровыми природно-климатическими условиями: через районы вечной мерзлоты (глубина которой от 1–3 до сотен метров) и высокой сейсмичности (до 9 баллов). Магистраль пересекает 11 полноводных рек (среди них Лена, Амур, Зея, Витим, Олекма, Селемджа, Бурея) и 7 горных хребтов (Байкальский, Северо-Муйский, Удоканский, Кодарский, Олекминский Становик, Туранский и Дуссе-Алинский). Из-за сложного рельефа более 30 км железной дороги проходит в тоннелях (среди них Байкальский (6,7 км) и Северо-Муйский (15,3 км)).

При строительстве БАМа были применены новейшие конструкции, разработаны и запатентованы новые способы строительства и эксплуатации объектов в сложных гидрогеологических условиях.

Развитие Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей предусмотрено Комплексным планом модернизации и их расширения.

В рамках работ, связанных с обновлением ж/д инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, с развитием пропускных и провозных способностей, ученые университета выполнили следующие функции:

  • провели технико-технологическое и экономическое сравнение нескольких альтернативных вариантов пропуска перспективных грузовых потоков;
  • дали рекомендации по финансированию научного сопровождения таких сложных объектов индивидуального проектирования, как тоннели, большие и уникальные мосты, земляное полотно в особо сложных условиях;
  • проанализировали варианты использования подвижного состава с повышенными осевыми нагрузками и их влияние на затраты по модернизации путевой инфраструктуры.