Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

История кафедры

Начало электротехническому образованию российских инженеров путей сообщения положено в 1887 г., когда профессор Петербургского института путей сообщения Генрих Карлович Мерчинг (1860 — 1916) начал читать курс электротехники, содержащий разделы по телеграфной связи и электрическим железным дорогам. Из его учеников наибольшую известность получили Г.О. Графтио и Г.Д. Дубелир. Генрих Осипович Графтио (1869 — 1949) — автор первых публикаций на русском языке по электрической тяге. В 1899 году он по результатам командировки во Францию, Италию, Швейцарию, США написал брошюру «Современное положение электрической тяги на железных дорогах», и ряд статей в журнале «Электричество».

В начале XX века Г.О. Графтио — главный инженер строительства Петербургского электрического трамвая, который вступил в строй в 1907 г. С 1921 по 1938 г. он работает начальником строительства Волховской и Нижне-Свирской гидроэлектростанций (ГЭС), одновременно исполняя обязанности главного инженера. Особо следует отметить, что Нижне-Свирская ГЭС была построена на сжимаемом глинистом основании. В соответствии с расчетами Г.О. Графтио плотина и здание электростанции были построены с некоторым наклоном в сторону течения реки. После заполнения водохранилища произошла осадка грунта на величину до 0,25 м и гидроагрегаты стали точно вертикально. Волховская и Нижне-Свирская ГЭС до сих пор бесперебойно обеспечивают наш город электроэнергией. По инициативе Г.О. Графтио на Ленинградских заводах было организовано производство гидротурбин и гидрогенераторов. В 1932 г. Академия наук СССР избирает Генриха Осиповича своим действительным членом. После окончания строительства Нижне-Свирской ГЭС он назначается главным инспектором по гидроэнергетике Наркомата, а затем Министерства электростанций СССР.

Григорий Дмитриевич Дубелир (1874 — 1942) окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения в 1898 г., защитив дипломный проект на тему «Строительство метрополитена в Москве». Григорий Дмитриевич был одним из руководителей строительства первой в Российской империи электрической железной дороги, связывающей польский город Лодзь с его пригородами Згерж и Пабианице. Движение электропоездов на этих участках общей протяженностью 20 км началось в 1902 г. В это время электрическая тяга применялась лишь на отдельных участках небольшой протяженности в США и Швейцарии. Преподавательскую работу Г.Д. Дубелир начал в 1904 г. в Киевском политехническом институте. В 1905 г. он опубликовал работу «Настоящее и будущее электрической тяги», а в 1908 г. защитил диссертацию «Исследование движения вагонов электрических железных дорог». С 1920 г. Г.Д. Дубелир совместно с Г.О. Графтио работает в Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО) и в Научно-техническом комитете НКПС. С 1922 г. он переходит на преподавательскую работу в ЛИИЖТ, с 1929 г. в МИИТ, а с 1941 г. он — заместитель директора Московского автодорожного института. В 1932 в ЛИИЖТЕ был организован Электромеханический факультет, в состав которого вошли кафедры «Основы электрической тяги» (заведующий кафедрой профессор А.Б. Лебедев) и «Электрический подвижной состав» (заведующий кафедрой профессор В.А. Шевалин).

Алексей Борисович Лебедев (1883-1941) уделял много внимания выбору рода тока и обоснованию номинального напряжения контактной сети железных дорог. Еще в 1915 году он обосновал целесообразность электрификации магистральных железных дорог России на постоянном токе напряжением 3000 В. Предложенная А.Б. Лебедевым система была реализована на Сурамском перевале Закавказской железной дороги, где движение электровозов началось 1932 году.