Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

История кафедры

Кафедра «Строительные конструкции, здания и сооружения» была основана 1 сентября 2021 г., путём объединения кафедр «Здания» и «Строительные конструкции». Историю объединённой кафедры следует рассматривать в контексте исторического развития университета и двух кафедр: кафедры «Здания» и кафедры «Строительные конструкции».

История кафедры «Здания» начинается с момента основания университета.

3 декабря 1809 был издан Манифест об учреждении института в котором было записано: «Для образования способных исполнителей учреждается особенный институт в коем юношество желающее посвятить себя сей важной части открыты будут все источники наук ей свойственных». Занятия начались 1 ноября 1810. Среди первых 7 профессоров которые вошли в штат института был профессор Тромбара, под его руководством в течение 1810-11 проводились занятия по рисованию и архитектуре. После его смерти занятия по этим дисциплинам возглавил видный мастер классицизма профессор, академик, Тома де Томон, автор здания Биржи на Стрелке Васильевского острова, в том числе здания института на Московском проспекте. Тома де Томон был одним из первых лекторов курса архитектуры. В 1813-19 ведущим профессором по архитектуре становится выпускник института А. Готман. При участии А. Готмана были построены Дворцовая и Петровская пристани на Неве, он был членом комитета по строительству Исаакиевского собора, членом комиссии по восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837 года, руководил в 1819-24 строительством здания Адмиралтейства. Под его руководством в 1820 г. был составлен первый полный план Петербурга.

С 1819 г. руководство занятий по архитектуре осуществлялось В.Н. Денисовым, в 1823-28 гг. главным преподавателем курса архитектуры был профессор П. Жако, который много сделал не только для подготовки специалистов по гражданскому строительству, но и внес большой вклад в строительство Петербурга: он принимал участие в строительстве Главного штаба, перестроил дом Энгельгарда (ныне Малый зал Филармонии), по проектам этого архитектора были построены здания Филармонии (бывш. Дворянское собрание) и др.

В 1838-42 гг. руководство подготовкой специалистов осуществлялось П. Лавровым и А. Сивковым, а в 1842-44 гг. — профессором В.Д. Евреиновым, который участвовал в сооружении памятника Тысячелетия России в Новгороде и Николаю I на Исаакиевской площади. Вместе с С. Кербедзом В. Евреинов издал литографированное «Собрание чертежей по части строительного искусства» (1835).

В 1844-45 годах заведующим архитектурным отделением в институте становится Гальберг, а инженерным отделением — А. Сивков. В 1845-52 гг. архитектурное отделение возглавлял профессор А.К. Красовский, а в 1853 — профессор Е.М. Соколовский. В 1851 году, ставший к тому времени профессором, А. Красовский выпустил фундаментальный труд «Гражданская архитектура». Питомцем института, выдающимся инженером путей сообщения, профессором Д.И. Журавским выполнен проект металлических конструкций нового шпиля собора Петропавловской крепости, который стал замечательным памятником инженерного искусства, выдающимся достижением строительной техники.

С 1859 г. ведущими профессорами архитектурного проектирования становятся П.О. Сальманович, Р.Б. Бернгард, Д.Д. Соколов. В 1895-96 гг. в институте работал академик архитектуры, яркий представитель стиля модерн А.И. Гоген, построивший такие здания как музей А.В. Суворова, особняк М. Кшесинской и ряд жилых и общественных зданий.

На кафедре архитектуры в 1896-1921 годах работал профессор В.А. Косяков, а с 1908 по 1921 гг. — его брат Г.А. Косяков.

Питомцы и ученые института принимали деятельное участие в реконструкции Мариинского театра и здания Консерватории. С 1909 по 1943 гг. курс архитектуры гражданских и промышленных зданий возглавлял профессор Л.П. Шишко, под руководством которого было построено около 150 зданий. В 1912-16 гг. на кафедре работал академик архитектуры первоклассный мастер русской школы неоклассицизма М.С. Лялевич. В 1932-33 гг. в институте работал профессор В.А. Глазырин, являющийся одним из первых специалистов в строительстве железнодорожных зданий.

В 1933-34 гг. учебном году произошла реорганизация. Кафедра «Архитектура» получила новое название «Постройка зданий», далее «Здания».

С 1944 по 1949 гг. кафедру возглавлял профессор Н.П. Никитин, с 1949 по 1959 гг. — профессор П.В. Прейс.

С 1959 по 1981 г. заведующим кафедрой «Здания» был доцент Н.И. Аджимамудян, под его руководством осуществлялось строительство и реконструкция помещений института. Коллектив сотрудников кафедры принимал участие в конкурсах на проект Морского вокзала в Ленинграде, железнодорожного вокзала в Софии, вокзалов для БАМ и других.

С 1969 по 1982 кафедра разделилась на две — «Здания» и «Архитектура и производственная эстетика». Заведующий кафедрой «Архитектура и производственная эстетика», доктор архитектуры, профессор И.Г. Явейн являлся автором вокзалов в Курске, Новгороде и других городах, он участвовал в разработке типовых вокзалов на Московско-Курской и Прибалтийской железных дорогах.

С 1983 г., после объединения кафедр «Здания» и «Архитектура и производственная эстетика», заведующим становится один из ведущих специалистов промышленного строительства, профессор Н.И. Абрамов, а с 1997 г. по 2021 г. кафедру возглавляет доктор технических наук, профессор Т.А. Белаш, заслуженный деятель науки Российской Федерации, известный специалист в области сейсмостойкого строительства, автор более 300 научных работ, изобретений, учебных пособий, учебников и монографий. Подготовила к успешной защите 12 аспирантов, многие из которых работают в университете.

Кафедра «Строительные конструкции» свою историю ведёт с 1941 г.

В 1941 году в ЛИИЖТе была создана кафедра «Статика сооружений и конструкций».

Основателем и первым заведующим кафедрой являлся доктор технических наук, профессор Хомутинников Николай Иванович.

Н.И. Хомутинников (1892-1946) инженер — мостостроитель с 1923 года работал в ЛИИЖТе преподавателем, доцентом, профессором и одновременно заведовал кафедрой «Специальные сооружения аэродромов» в Ленинградском политехническом институте (1923-1930), профессором Ленинградского инженерно-строительного института (1930-1931), профессором института гражданского воздушного флота (1934-1941), заведовал кафедрой «Строительная механика и конструкции» архитектурного факультета Всероссийской Академии художеств (1937-1942).

С 1941 по 1946 год заведовал вновь созданной кафедрой «Статика сооружений и конструкций» Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта.

Н.И. Хомутинников автор около 100 проектов мостов, виадуков, путевых проводов, промышленных и гражданских зданий. Его перу принадлежат также 27 научных работ, среди которых монографии и учебники, отдельные разделы первой Технической энциклопедии, статьи. Постоянно занимался вопросами совершенствования методов расчета металлических конструкций мостов и пром. зданий. Работал по подготовке норм на проектирование металлич. конструкций.

В июле 1946 года кафедра «Статика сооружений и конструкций» ЛИИЖТа была разделена на две кафедры: «Статика сооружений» и «Инженерные конструкции». С этого времени кафедра «Инженерные конструкции» начинает свою самостоятельную деятельность. Заведующий кафедрой с 1946 по 1955 год доктор технических наук, профессор Павлов Аркадий Петрович.

А.П. Павлов (1897-1977) — инженер — строитель, выпускник института Путей сообщения, автор многих проектов зданий и сооружений древообрабатывающей промышленности Севзаплеса. С 1941 года работал в ЛИИЖТе доцентом, профессором, одновременно он доцент кафедры «Инженерные конструкции» Ленинградского политехнического института (1923-1943), доцент кафедры «Деревянные конструкции» Ленинградского института инженеров промышленного строительства (1939-1941), доцент кафедры «Металлические и деревянные конструкции» Высшем Военно-морском инженерно-строительном училище (1940-1941), профессор кафедры «Инженерные конструкции» Лесотехнической академии (1942-1949), главный инженер Ленеспромстроя и Гипробума (1932-1938), профессор кафедры «Железобетонные и каменные конструкции» Ленинградского инженерно-строительного института (1959-1977).

А.П. Павлов автор многих научных работ, монографий, учебников и учебных пособий. Занимался вопросами исследования напряженного состояния некоторых пространственных конструкций покрытий, влияния анизотропии на упругие свойства дерева и отдельными разделами теории упругости.

В 1955 году в ЛИИЖТе вновь были объединены кафедры «Статика сооружений» и «Инженерные конструкции» в одну кафедру «Статика сооружений и конструкций».

Возглавил эту кафедру доктор технических наук, профессор Митинский Арсений Николаевич и руководил ею до 1957 года.

А.Н. Митинский (1900-1957) инженер-строитель, выпускник института Путей сообщения, признанный специалист в области сопротивления материалов, строительной механики и теории упругости.

С 1930 по 1937 год А.Н. Митинский доцент, профессор, заведующий кафедрой «Строительная механика» Ленинградского политехнического института. В 19330-1942 г.г. и в 1944-1953 г.г. он профессор кафедры «Строительная механика» Лесотехнической академии имени С.М. Кирова в г. Ленинграде. В 1942-1943 г.г. А.Н. Митинский являлся профессором кафедры «Строительная механика» Николаевского кораблестроительного института (г. Пржевальск), а в 1943-1944 г.г профессором, заместителем директора Московского лесотехнического института. В 1953-1955 г.г. профессор А.Н. Митинский заведовал кафедрой «Статика сооружений» ЛЭТИЖТа и ЛИИЖТа. А.Н. Митинский автор 57 научных трудов, учебников, учебных пособий и метод. указаний.

С 1957 по 1969 год объединенную кафедру «Статика сооружений и конструкций» ЛИИЖТа возглавил доктор технических наук, профессор Малиев Алексей Семенович. A.C. Малиев (1895-1966) инженер-механик. В 1930-1937 г.г. он доцент, профессор кафедры «Строительная механика» Ленинградского инженерно-строительного института и одновременно заведующий кафедрой «Строительная механика» Всесоюзной Академии железнодорожного транспорта (1933-1937), а затем заведующий кафедрами «Сопротивление материалов» и «Строительная механика» Ленинградского электромеханического института сигнализации и связи и Ленинградского электротехнического института связи (1937-1941 и 1945-1954). С 1945 года работал в ЛИИЖТе профессором.

А.С. Малиев автор более 30 печатных трудов: монографий, научных статей, учебников и учебных пособий в области строительной механики стержневых систем и теории упругости, математики, внешней баллистики, теории прицельных приспособлений и материальной части артиллерийских систем. Он являлся основоположником метода начальных функций теории упругости изотропного тела. Некоторые его работы включены в ряд математических курсов и учебников. В 1959 году А.С. Малиеву присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР». Профессором кафедры «Статика сооружений и конструкций» он работал до 1959 года.

С 1960 по 1962 год заведующим объединенной кафедры «Статика сооружений и конструкций» был заслуженный деятель науки и технологии РСФСР доктор технических наук, профессор Филин Анатолий Петрович.

А.П. Филин (род. В 1920году) крупнейший специалист в области строительной механики, внесший весомый вклад в становление современных методов этой науки, внедрение матричного аппарата и ЭВМ в практику расчетов сложных инженерных конструкций. В ЛИИЖТе работал с 1953 по 1976 год. Его перу принадлежит более 160 печатных научных работ, среди которых 22 книги, в том числе известная монография «Прикладная механика твердого деформируемого тела». Под научным руководством профессора А.П. Филина подготовлено и защищено несколько десятков кандидатских и докторских диссертаций.

В 1962 году из объединенной кафедры ЛИИЖТа «Статика сооружений и конструкций» в самостоятельную выделилась кафедра «Строительные конструкции», которую с 1962 по 1988 год возглавлял доктор технических наук, профессор Гайдаров Юрий Владимирович.

Ю.В. Гайдаров (1915-1999) выпускник Московского архитектурного института в разные периоды жизни работал на инженерных должностях в системе управления строительством НКВД (1938-1944), в институтах «ГИПРОНИКЕЛЬ» и «ГИПРОМЕЗ» (1945-1954), старшим научным сотрудником Сибирского филиала ЦАИПС (1955-1958), заместителем руководителя по научной работе и руководителем лаборатории инженерных конструкций Сибирского филиала Академии строительства и архитектуры, одновременно являясь доцентом Сибирского металлургического института (1958-1962).

Являясь одним из основоположников науки о предварительно напряженных металлических конструкциях, профессор Ю.В. Гайдаров основное внимание в научной деятельности уделял развитию теории и практики применения таких конструкций в строительстве, совершенствованию конструктивной формы легких комбинированных висячих и вантовых систем, в том числе и с автоматическим управлением их напряженно-деформированного состояния.

С использованием предварительно напряженных металлических конструкций по предложениям Ю.В. Гайдарова запроектировано и построено не мало сооружений, среди которых особое место занимает стальной предварительно напряженный пятипролетный мост через реку Томь. Под его руководством на кафедре «Строительные конструкции» ЛИИЖТа были защищены 15 кандидатских и одна докторская диссертации.

Ю.В. Гайдаров автор более 200 научных трудов, среди которых 48 авторских свидетельств на изобретения, 3 монографии, большое количество учебных пособий и методических указаний.

С 1988 года на должность заведующего кафедрой был назначен заслуженный строитель РФ доктор технических наук, профессор Тетерин Юрий Иванович.

Ю.И. Тетерин (род. В 1931г.) окончил строительный факультет Военной инженерной академии имени А.Ф. Можайского, работал на строительстве крупных оборонных объектов. После защиты кандидатской, а затем докторской диссертации служил в Военной инженерной академии имени А.Ф. Можайского, пройдя путь от преподавателя до профессора начальника одной из ведущих кафедр. В 1987 году избран на должность профессора кафедры «Строительные конструкции» ЛИИЖТа, с 1988 является заведующим этой кафедры. Ю.И. Тетерин является известным специалистом в области строительных конструкций. На основе современных математических методов теории надежности им разработано ряд оригинальных и эффективных положений статической динамики строительных конструкций, используемых как в проектировании специальных сооружений оборонного назначения, так и промышленных и гражданских зданий, и сооружений.

К наиболее важным разработкам профессора Ю.И. Тетерина относится также комплекс исследований в области теории и практики применения сталефибробетонных конструкций, которые нашли использование в тоннельных обделках строящегося метрополитена в Санкт-Петербурге. Материалы этих исследований изложены в ряде научных статей и в докладах на международном симпозиуме и конгрессе в 1988г. в Москве.

Ю.И. Тетерин является автором 140 научных работ, в числе которых учебник и шесть учебных пособий для вузов, две монографии, статья «Строительные конструкции» в большой энциклопедии транспорта, статьи в научно-технических журналах и сборниках. Под его руководством подготовлено шесть кандидатских и одна докторская диссертация.

С 1973 по 2005г. на кафедре работал выдающийся ученый Забродин Михаил Петрович.

Забродин Михаил Петрович (1938-2005 г.г.) — инженер-строитель, выпускник ЛИИЖТа. После окончания института работал на заводе ЖБИ в г.Омске. В 1973г. поступил в аспирантуру на кафедру «Строительные конструкции» ЛИИЖТа, где прошел путь от ассистента до профессора кафедры, был заместителем декана факультета Мосты и тоннели.

Михаил Петрович ученик Ю.В. Гайдарова. Его научные интересы охватывали широкий круг вопросов, но основные его работы были направлены на исследование пространственных систем шпренгельного типа. В 1970-1980-0 г.г. Забродин М.П. активно сотрудничал с ЦНИИСом, ЦНИИПСК, Ленжелдорпроектом, Октябрьской железной дорогой и ее подразделениями, трестом «Севзаптрансстрой», Северо-Западным территориальным филиалом проектно-технологического института ВПТИТрансстрой, Ленаэропроектом. В процессе исследований были разработаны «Руководство по проектированию шпренгельных балок с перфорированной стенкой» и «Руководство по проектированию пространственных перекрестно-шпренгельных конструкций покрытий зданий и сооружений», которые приняты для использования в проектной практике институтами «Ленжелдорпроект» и «Леназвопроект». Отдельные результаты исследований включены в ведомственные строительные нормы по проектированию конструкций контактной cemu BCH 141-84.

Практическое применение легкие металлические комбинированные конструкции шпренгельного типа по разработкам Забродина М.П., нашли на Одесско-Кишиневской, Северной и Октябрьской железных дорогах. При нашем авторском надзоре разработаны проекты жестких и комбинированных вантовых поперечин шпренгельного типа для подвески контактной сети и установки приборов освещения, проекты легких комбинированных подкрановых конструкций шпренгельного типа, проекты плоских шпренгельных балок и арок, использованных в качестве несущих конструкций покрытий, в том числе с перфорированными балками жесткости. Отдельные результаты исследований использованы при разработке проектов усиления строительных конструкций железнодорожных объектов.

С 2003 года по 2021 г. кафедрой руководил доктор технических наук, доцент Егоров Владимир Викторович (1958-2021), окончивший факультет «Мосты и тоннели» ЛИИЖТ по специальности "Промышленное и гражданское строительство«.После окончания института был распределен в СМП 674 Треста Севзаптранстрой. В 1980 г. поступил в аспирантуру на кафедру «Строительные конструкции» ЛИИЖТа, где после защиты кандидатской, а затем докторской диссертаций прошел путь от младшего научного сотрудника до заведующего кафедрой. С 1986 года по 2000 год В.В. Егоров работал заместителем декана факультета «Мосты и тоннели», а в 2004 году был избран деканом факультета. В 1986 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, в 2004 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. Являлся автором более 210 научных и методических трудов, в том числе 35 авторских свидетельств и патентов на изобретения, а также 2-х патентов на полезные модели.

Научная деятельность Егорова В.В. была тесно связана с объектами Санкт-Петербурга. Под его руководством было выполнено обследование технического состояния наземных и подземных вестибюлей станций метро «Сенная площадь», «Елизаровская», «Василеостровская», «Площадь Восстания», «Рыбацкое», «Кировский завод» и др., а также несущих конструкций зданий и сооружений промышленного, гражданского и административного назначений («Северный текстиль», «Бавария», «Пирометр» и др.). Разработаны проекты усиления несущих конструкций вестибюлей станций метро «Сенная площадь», «Невский проспект — I», «Ладожская» и многое другое.

В.В. Егоров вел активное сотрудничество с различными проектными, исследовательскими и производственными организациями (Ленжелдорпроект, ГИПРООБР, Ленаэропроект, Октябрьская ж/д, Ленметрополитен). Предложенные и разработанные В.В. Егоровым комбинированные системы шпренгельного типа использованы на 35-ти объектах Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона РФ, среди которых представлены малоэлементные шпренгельные фермы с наклонными стойками для пролетов 12, 18, 40 м; большепролетные шпренгельные фермы марочной сборки для пролетов 42 и 48 м; комбинированные вантовые поперечины шпренгельного типа, перекрывающие пролеты до 84 м; шпренгельные каркасы с ригелями из перфорированных двутавров и комбинированным предварительным напряжением для пролета 25 м; шпренгельные конструкции с предложенными эффективными формами очертания затяжек; шпренгельные подкрановые балки пролетом 7-14 м; рамы шпренгельного типа пролетом 30 м; различные шпренгельные системы усиления.

За период работы в университете Егоров В.В. был награждён грамотами МПС, нагрудными знаками «Лучший изобретатель МПС», «20 лет работы на транспорте», «25 лет работы в ПГУПС», «В память 300-летия Санкт-Петербурга», «200 лет транспортному образованию России», «175 лет железным дорогам России».

B.B. Егоров является автором более 80 научных трудов, среди которых 29 авторских свидетельств и патентов на изобретения.

В 2021 г. основана кафедра «Строительные конструкции, здания и сооружения» путём объединения кафедр «Здания» и «Строительные конструкции». Возглавил объединенную кафедру доктор технических наук, профессор В.В. Егоров.

С 2022 г. кафедрой руководит доктор технических наук, доцент Павел Анатольевич Пегин. Академик Международной академии транспорта; действительный член Российской академии транспорта; Академик международной Академии наук Экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ). Член двух диссертационных советов. П.А. Пегин является соавтором российских и региональных нормативных документов в области строительства. Автор более 250 научных изданий, в том более 150 научных статей (из них 10 — Скопус и WoS, 35 — ВАК), 4 — федеральных учебников, 6 — монографий, 10 — учебных пособий (из них 5 с грифом УМО), 7 — методических указаний. Автор 14 патентов и 16 программ для ЭВМ.