Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

История кафедры

Постановлением Комитета по высшему образованию при ЦИК СССР 14 июня 1930г. в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (ЛИИПСе) была организована первая в нашей стране кафедра «Тоннели», которая с 1967 г. стала называться «Тоннели и метрополитены».

Кафедра была создана в связи с возникшей необходимостью подготовки инженерных кадров по тоннельной специальности, которая обуславливалась предстоящим строительством первой очереди Московского метрополитена и резким увеличением работ по строительству и реконструкции железнодорожных тоннелей

Решение об образовании такой кафедры именно в ЛИИПСе было обосновано тем, что институт являлся старейшим транспортным ВУЗом страны, в котором создавалась и развивалась система русского инженерно — строительного высшего образования, зародились основы транспортной науки и получило дальнейшее развитие строительное искусство. Здесь утвердился высокий уровень преподавания специальных дисциплин, связанных с проектированием, строительством и содержанием подземных транспортных сооружений.

Первым заведующим кафедрой «Тоннели» был назначен известный строитель и крупный ученый Александр Николаевич Пассек (1886 — 1951) — выпускник Института инженеров путей сообщения (1912г.).

Пассеком А. Н. впервые в нашей стране был применен метод замораживания горных пород. Он являлся автором проектов деривационных тоннелей Ульбинской, Дзорагетской, Рионской и Нивской гидроэлектростанций. Профессор, доктор технических наук А. Н. Пассек, автор многочисленных научных печатных трудов и первых учебников по тоннелям (" Способы разработки тоннелей« — 1924г., «Тоннели горного типа», «Горные тоннели» — 1930 г., «Подводные тоннели» 1933 г.) на которых воспитаны сотни инженеров тоннельщиков и метростроевцев. С 1932 по 1939 гг. являлся главным консультантом и экспертом по тоннелям на строительстве Московского метрополитена. Участвуя в работе правительственной экспертизы, профессор А. Н. Пассек успешно решал сложные вопросы, связанные с тоннельными работами всех трех очередей Московского метро. Им был предложен и успешно осуществлен проект глубокого заложения тоннелей на линии метро «Сокольники» — «Охотный ряд». Принимал активное участие в проектировании и строительстве первой очереди Ленинградского метрополитена. Основатель отечественной научной школы тоннеле- и метростроения.

С первых лет организации кафедры «Тоннели» была установлена тесная связь кафедры с производством, что определило круг научных исследований, способствовало улучшению качества проектных решений в практике тоннелестроения и подготовке высококвалифицированных специалистов — тоннельщиков.

Для чтения лекций и проведения практических занятий по специальным дисциплинам, в 1933 г. на кафедру были зачислены ассистентами недавние выпускники инженеры Ю. А. Лиманов, Г. И. Андриевский, В. А. Бауман, А. Г. Думлер, работавшие одновременно в проектных организациях. Сотрудники кафедры Ю. А. Лиманов, Г. И. Андриевский, аспирант В. П. Волков (в последствии доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Тоннели и метрополитены» МИИТа) принимали активное участие в работе по проектированию первого проходческого щита, которым был пройден перегонный тоннель между станциями «Площадь Дзержинского» — «Охотный ряд» 1-ой очереди Московского метрополитена. Надо отметить, что уже на строительстве 2-ой очереди Московского метрополитена проходка тоннелей велась одновременно 42 щитами, что явилось своеобразным мировым рекордом. В это же время, с участием профессора А. Н. Пассека и ассистента Ю. А. Лиманова, была запроектирована и построена, первая отечественная породопогрузочная машина ПМЛ-3 производительностью 10м3/ч. В 1936г. Ю. А. Лиманов принимал также участие в проектировании искусственных сооружений на строящимся втором пути Сибирской магистрали и проведении натурных исследований по изучению состояния тоннелей на Дальневосточнойой ж. д.

В 1939г. при участии кафедры (Ю. А. Лиманов, С. А. Компаниец, Л. И. Бобровский) был составлен вариант проектного решения первого в стране подводного автодорожного тоннеля, сооружаемого щитовым способом под Морским каналом в Ленинграде. Накануне Великой Отечественной Войны преподаватели кафедры участвовали в разработке первых линий метрополитена в Ленинграде. Во время войны большинство сотрудников ЛИИЖТа были эвакуированы в Новосибирск (НИВИТ), а затем в Москву (МИИТ), где продолжалась учебная работа. Часть сотрудников ЛИИЖТа осталась в Ленинграде, в том числе и Ю. А. Лиманов, который работал в отделе Военно-восстановительного строительства № −5 (ВВС—5) Ленинградского фронта по строительству переправ, малых искусственных сооружений и легендарной «Дороги жизни».

Лиманов Юрий Андреевич, являясь крупным специалистом в области проектирования, строительства и эксплуатации транспортных тоннелей и метрополитенов, осуществляет тесное сотрудничество кафедры с Ленметрогипротрансом, Ленметростроем и Ленметрополитеном, непосредственно участвует при разработке и принятии многих ответственных проектных решений при реконструкции железнодорожных тоннелей на Транссибирской магистрали.

В шестидесятые годы А. А. Богородецкий экспериментально-теоретическими исследованиями обосновал возможность и целесообразность строительства Канонерского тоннеля способом опускных секций. Однако только в 1983 г. этот проект был реализован и подводный тоннель на Канонерский остров был сдан в эксплуатацию. В этот период значительный объем исследований по технологии строительства тоннеля был выполнен аспирантом кафедры А. П. Ледяевым.

Этот метод вошел специальным разделом в учебники по проектированию тоннелей и широко применялся в практике проектирования транспортных и гидротехнических тоннелей. О. Е. Бугаевой опубликовано большое количество печатных трудов по тоннелестроению. Особое место среди публикаций занимает учебник «Тоннели» (1945 г.), монография «Гидротехнические тоннели гидроэлектрических станций» (1962 г.).

Первые значительные и по объему и по значимости для города экспериментальные исследования Профессор Лиманов выполняет на моделях из эквивалентных материалов. Эти исследования посвящены изучению осадок земной поверхности при строительстве Ленинградского метрополитена. Результатом проведенных натурных, экспериментальных и теоретических исследований явилась опубликованная Ю. А. Лимановым в 1957г. монография «Осадки земной поверхности при сооружении тоннелей в кембрийских глинах». Эта тема становится его докторской диссертацией, которую он успешно защищает в 1958г. Результаты его исследований имели важное практическое значение и были внедрены на строительстве Ленинградского метрополитена. Разработанная им методика прогнозирования осадок земной поверхности при строительстве подземных сооружений лежит в основе современных нормативных документов, разрабатываемых специалистами для различных региональных условий строительства метрополитенов.

В 1959г. по инициативе профессора Лиманова Ю. А. при кафедре создается лаборатория моделирования тоннелей. Разрабатываются методики физического моделирования методом эквивалентных материалов, которые были впервые использованы в подземном строительстве.

Выполняются многочисленные научно-исследовательские работы, связанные с определением напряженно-деформированного состояния конструкций транспортных тоннелей и метрополитенов.

Эффективная научно-практическая деятельность лаборатории моделирования тоннелей в 60-70-е годы подтверждалась успешной защитой кандидатских диссертаций аспирантами А. Поправко, С. Сильвестровым, Д. Голицынским, В. Ногиным, П. Степановым. В. Подчекаевым, Ю. Фроловым, М. Соколовым, А. Ледяевым, Т. Иванес и многими аспирантами и соискателями профильных кафедр, а также научно-исследовательских институтов, проектных и строительных организаций.

Вторая половина 70-ых годов связана со строительством тоннелей на БАМе. Кафедра активно участвует в решении сложных вопросов этой транспортной магистрали. В ЛИИЖТе образуется совет по координации научно исследовательских работ для строительства тоннелей БАМа (председатель профессор Ю. А. Лиманов, ученый секретарь доцент Ю. С. Фролов). Сотрудниками кафедры разрабатываются методика моделирования и расчета тоннельных обделок на сейсмические воздействия (А. К. Казимов, В. В. Свитин), исследуется вопрос возможности применения набрызгбетонных обделок для условий строительства тоннелей БАМа (доцент Д. М. Голицынский), подготавливается справочно-методическое пособие по тоннелям для строителей БАМ (доцент Ю. С. Фролов).
Ю. А. Лиманов проводит огромную организационную работу, результат которой — открытие отдельного корпуса кафедры, объединенной с лабораторией моделирования тоннелей. Проект корпуса разработали специалисты ЛМГТ, строительство выполнил Ленметрострой, финансовое обеспечение взял на себя метрополитен. Углубляется творческое сотрудничество с родственными кафедрами вузов страны, проектных и научно-исследовательских институтов.

В эти годы совершенствуется методика экспериментально-теоретических и натурных исследований работы подземных конструкций, формируется высокопрофессиональный научно-педагогический коллектив кафедры, закладываются основы научной школы, устанавливаются творческие связи с родственными кафедрами вузов, проектными и научно-исследовательскими институтами страны.

Состав кафедры в течение последних лет претерпел изменения, но всегда кафедра «Тоннели и метрополитены» ПГУПСа являлась ведущей в нашей стране в деле воспитания инженерных кадров (подготовлено свыше 2000 инженеров — тоннельщиков) и подготовке научных специалистов. На кафедре подготовлено 8 докторов и 58 кандидатов технических наук, в том числе и для зарубежных стран (Болгария, Китай, Кувейт, Колумбия, Польша, Сирия). Продолжается работа с аспирантами и соискателями.

С 2014 года кафедра «Тоннели и метрополитены» входит в состав факультета «Транспортное строительство».