Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Лаборатория моделирования тоннелей


В состав кафедры входит лаборатория моделирования тоннелей, имеющая стендовый зал с необходимым оборудованием, приборами и вычислительной техникой для проведения экспериментальных исследований методом физического моделирования на моделях из эквивалентных материалов и математического моделирования методом конечных элементов.

Лаборатория была создана в 1959 г. по инициативе профессора Ю.А. Лиманова. В это время разрабатываются методики физического моделирования методом эквивалентных материалов, которые были впервые использованы в подземном строительстве.

На базе лаборатории выполняются многочисленные научно-исследовательские работы, связанные с определением напряженно-деформированного состояния конструкций транспортных тоннелей и метрополитенов методом физического и математического моделирования.

Внедрение новых типов станций Петербургского метрополитена происходило после проведения комплекса исследований методом физического моделирования на моделях из эквивалентных материалов в лаборатории моделирования тоннелей. К числу таких станций относятся:

  • первая станция без боковых посадочных платформ – станция "Парк Победы";
  • первая колонная станция из сборных железобетонных элементов взамен ранее применявшихся конструкций из чугуна – станции "Выборгская" и "Лесная";
  • первая односводчатая станция из сборного железобетона – станция "Площадь Мужества";
  • первая объединенная двухъярусная пересадочная односводчатая станция – станция "Спортивная".

На базе лаборатории моделирования тоннелей выполнен целый ряд исследований для других городов России (Москва, Новосибирск) и стран ближнего и дальнего зарубежья (Грузия, Украина, Польша, Колумбия, Сирия).