Тематические разделы экспозиции
Экспозиция состоит из семи взаимосвязанных тематических разделов, отражающих историческое развитие вуза.
Университет сегодня
Первый раздел экспозиции «Университет сегодня» посвящен современному состоянию ВУЗа, начиная с 2009 юбилейного года Университета. Материалы данного раздела рассказывают о студенческой жизни: от поступления в Университет до выпуска. В витринах размещены труды коллектива кафедры «История», работы ученых Университета о формировании научных школ и деятельности ученых вуза и другие материалы.
Кабинет особого инспектора Института Корпуса инженеров путей сообщения
Второй раздел экспозиции — «Кабинет особого инспектора Института Корпуса инженеров путей сообщения» создан на базе работавшего в составе музейного комплекса кабинета Августина Бетанкура.
В связи с тем, что один из основных принципов построения экспозиции — это интерактивность, то существовавший кабинет А. А. Бетанкура был дополнен всевозможными репликациями и моделями изобретений, приборов и предметов того времени. Посетители смогут «заглянуть через плечо» выдающемуся ученому и на миг погрузиться в обстановку эпохи становления и развития инженерной науки.
Экспонаты раздела рассказывают о деятельности Августина Бетанкура как учёного, педагога и инженера-энциклопедиста: инженера путей сообщения, горного инженера, военного инженера, инженера-гидравлика, инженера-строителя, инженера-механика, инженера-технолога — уникальном явлении в истории науки и техники.
Особое внимание в экспозиции уделено деятельности Августина Бетанкура как организатора научной и педагогической работы Института, применившего опыт Парижской политехнической школы и Мадридской школы мостов и каналов в России, что повлияло на создание многих научных школ в нашей стране.
Основание и развитие Института в XIX веке
В третьем разделе «Основание и развитие Института в XIX веке» многие исторические материалы (документы, фотографии, знаки, медали и др.) посвящены становлению ИКИПС и развитию Института в XIX веке, когда зарождалась и развивалась отечественная инженерная наука.
Показана деятельность многих выдающихся питомцев Института: А.Д. Готмана, П.П. Мельникова, Н.О. Крафта, Д.И. Журавского, С.В. Кербедза, Н.И. Липина и многих других. Показано становление и развитие отечественных инженерных дисциплин и научных школ. В этом зале экспозиция развернута с учетом архитектурных особенностей Дворца Юсуповых на Фонтанке.
Использование приемов «скрытой экспозиции» позволяет посетителю самому выбирать те детали и дополнения к основной информации, поданной на стендах и витринах, которые ему хотелось бы узнать.
Поиски и эксперименты: преобразование Института инженеров путей сообщения в Институт инженеров железнодорожного транспорта
Этот раздел включает материалы, охватывающие период с 1900 г. по 1941 г.:
- Празднование 100-летия Института (1910 г.).
- Институт во время Первой мировой войны и революции.
- Востребованность Института в сложные периоды истории страны.
- Реформа образования, открытие рабфака, первых факультетов.
- Развитие новых видов транспорта.
- Открытие кружка по изучению воздухоплавания.
- Открытие первых факультетов (1920): сухопутных сообщений, водных сообщений, инженерных сооружений, воздушных сообщений. Решение о разделении ЛИИПС.
- Генерация отраслевых транспортных вузов: ЛИИЖТ, ЛИИВТ, ЛАДИ, ЛИИГВФ, ВТА (1932), ЛЭТИИСС (1937).
- Учебно-методическая и научная работа в Институте.
- Развитие материально-технической базы.
- Быт студентов.
- Материалы о ведении нового учебного курса «Фотография» в конце XIX века дополнены инсталляцией «Фотолаборатория». Повествование об историческом периоде развития Института ведется через ретроспективу судеб питомцев вуза, выраженных средствами экспозиции.
Институт в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны
В пятом разделе «Институт в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны» помимо исторических материалов этого периода включены две инсталляции: «Комната студента» (предвоенный год) и «Блиндаж на Невском пятачке».
Информации о деятельности студентов и сотрудников Института дополнительно подается с помощью современных аудиовизуальных средств.
Восстановление Института. Путь к политехническому Университету В шестом разделе «Восстановление Института. Путь к политехническому Университету» представлены материалы о достижениях студентов, профессоров, выпускников вуза, их участие в «стройках СССР». Становление новых специализаций, расширение их номенклатуры. Развитие научных школ Университета и его материально-техническая базы. Современный учебный процесс: новые классы и лаборатории, компьютерные технологии и т.д. Учебно-воспитательная работа.
Представлены фрагменты фалеристической выставки «История железнодорожного строительства» и подарки к юбилеям вуза. Показаны форменная одежда студентов и сотрудников Института (1980-е годы), образцы стройотрядовской формы. Интерактивная составляющая представлена экспонатом «Стационарный подземный комплекс метрополитена» и различными элементарными механизмами, преобразующими движение.
Студенческая жизнь
Седьмой раздел «Студенческая жизнь» представлен материалами о жизни студентов Университета, их достижениях: работа в стройотрядах, художественная самодеятельность, спорт, военно-патриотическая работа в период с 1930 г. по 2011 г. В ведении Музея находится портретная галерея видных ученых и выпускников вуза, которые размещены в 1, 4, 6 и 7-ом корпусах (всего 121 портрет). Начинается галерея с Ректорского зала во Дворце Юсуповых на Фонтанке.
Среди экспонатов музея:
- труды А.А. Бетанкура и книги о нем;
- подлинные предметы, относящиеся к истории вуза;
- образцы студенческой формы ХIХ-ХХ веков;
- академические значки;
- памятные медали в честь знаменитых питомцев и их построек;
- коллекция значков и медалей «От чугунки до БАМа» (свыше 4300 предметов);
- издания первых учебников и монографий;
- подарки институту;
- альбомы выпускников разных лет (с 1896 г.);
- образцы дипломов ХIХ-ХХ веков;
- студенческие зачетные книжки (с 10-х годов ХХ в.);
- учебные программы;
- биографические издания об ученых и профессорах института;
- материалы и приветственные адреса к 175-, 185- и 195-летию института и университета;
- образцы издательской деятельности института по истории транспорта; материалы, посвященные 60-летию Победы; модель электрифицированной железной дороги; электрифицированная модель универсального железнодорожного ремонтного крана.