Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

История НТБ

Библиотека Петербургского государственного университета путей сообщения ведет свое летоисчисление с 1809 года, когда в приложении к Манифесту о создании Института Корпуса путей сообщения было сказано, что «библиотека должна заключать в себе превосходнейшие сочинения и журналы, до Инженерной науки относящиеся, равно как планы, карты и чертежи всех водяных и сухопутных сообщений».

За время своего существования в библиотеке сложился фонд литературы, который представляет ценность не только для русской, но и для мировой культуры. Прежде всего, следует отметить фонд рукописных изданий, который насчитывает свыше 1000 единиц хранения и включает подлинные проекты, чертежи, объяснительные записки, отчеты о заграничных командировках преподавателей и питомцев Института. В основном эти работы датируются ХIX веком и по своей тематике относятся к строительству зданий, мостов, шоссейных и железных дорог. Число рукописей, относящихся к XVIII веку, невелико, но среди них выделяются уникальные материалы по строительству Ладожского канала.

     

Историческую ценность представляют материалы О. Монферрана по строительству Исаакиевского собора, Александровской колонны, рисунки Биржи и Соляного Буяна в Санкт-Петербурге Тома де Томона, папки с чертежами мостов П. Базена, подлинные чертежи первого постоянного моста через Неву С. Кербедза, а также небольшой фонд, но известный далеко за пределами России, подлинных чертежей землечерпалок и моста через Малую Невку Августина Бетанкура, первого ректора Института.

Из материалов по путям сообщений прежде всего стоит выделить заграничные отчеты инженеров П.П. Мельникова, Н.О. Крафта, С.В. Кербедза, которые обобщают опыт строительства железных дорог и мостов в Европе и в Америке, материалы по строительству каналов и шоссе в России, также документы по строительству первых Российских железных дорог — «Дело Герстнера» (записки строителя первой железной дороги в России между С-Петербургом и Царским Селом), Атлас Санкт-Петербурго-Московской железной дороги 1851 г.

Хранит библиотека и проекты предохранения Санкт-Петербурга от наводнения, среди них — проект фельдмаршала Б.Х. Миниха (1727 год), П. Базена, В. Треттера. Безусловный интерес представляют записки профессора Института Корпуса путей сообщения Г. Ламе (1830 г.), обобщающие опыт железнодорожного строительства в Англии.

Библиотека с самого своего возникновения обеспечивала учебный процесс, поэтому сохранились учебники по всем дисциплинам, которые читались в Институте. За многолетнюю историю создания фонда библиотеки в ней сформировался ряд коллекций.

Можно говорить о прекрасно подобранной коллекции по истории строительства и архитектуре мостов. В их число входят книги профессоров Института Н.А. Белелюбского, Ф.И. Энрольда, Е.О. Патона, Г.П. Передерия, Л.Ф. Николаи. За последние десятилетия эту коллекцию пополнили книги о петербургских мостах: книга, посвященная истории постройки Троицкого моста в Санкт-Петербурге, среди ее авторов — ученые Университета Г.И. Богданов и В.И. Ярохно, а также докторские диссертации: А.Л. Пунина, посвященная архитектуре мостов с античности до начала XX века и С.Г. Федорова о жизни и деятельности В. Треттера, члена Корпуса инженеров путей сообщения и строителя ряда петербургских мостов.

Первая книга П.П. Мельникова «О железных дорогах» поступила в библиотеку в 30-ые годы XIX века, и с тех пор библиотека покупала, принимала в дар книги по железнодорожному транспорту. В фонде библиотеки представлены материалы почти по всем русским железным дорогам, многие из которых были получены в дар от питомцев института. За последние годы в библиотеку поступили интереснейшие книги по истории ж.-д. транспорта: «История железных дорог России» в двух томах, созданная коллективом преподавателей Университета, работы по строительству БАМа, железной дороги Котлас-Воркута, работа Е.Д. Шапилова по хронологии ввода в эксплуатацию железных дорог в Российской Империи в 1838 — 1917 гг.

Пополняется коллекция книг, посвященная строительству и архитектуре Санкт-Петербурга. Библиотека хранит уникальные издания, среди них первое издание путеводителя по Санкт-Петербургу, составленное А. Богдановым, книга П.Н. Петрова по истории Санкт-Петербурга с момента его основания, альбом с редкими гравюрами, на которых представлены планы, профили, фасады Михайловского замка, 1799 г., редчайшая книга Н.О. Крафта «Ледяной Дом».

В настоящее время начата работа по созданию баз данных по рукописным материалам, относящимся к Санкт-Петербургу и по английской архитектуре XVII — XIX веков.

В библиотеке хранятся книги, гравюры по истории архитектуры Франции, Англии, Германии, Италии, Австрии.

Журнальный фонд насчитывает свыше 200000 экземпляров русской и иностранной периодики: «Журнал Министерства путей сообщения», один из старейших технических журналов России, «Горный журнал», «Зодчий» с приложениями к нему, «Железнодорожное дело», «Инженер», труды Парижской школы мостов и дорог, журналы на английском, французском и немецком языках по гражданскому строительству, строительству и эксплуатации железных дорог.

К XXI столетию одна из старейших библиотек России имеет фонд свыше 1,3 миллиона экземпляров, 4 отдела обслуживания (научная библиотека, отдел учебной литературы, отдел общественно-политической литературы и отдел художественной литературы), отделы комплектования, научной обработки фондов, научно-библиографический отдел. Библиотека располагает электронным каталогом, тематическими базами данных. В компьютерном классе библиотеки работают студенты, аспиранты, сотрудники.