Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Учебный центр управления движением им. Бещева

Начальник

Бессолицын Алексей Сергеевич
Бессолицын Алексей Сергеевич
Ученая степень:
к.т.н.
Ученое звание:
доцент
Должность:
Начальник
Контакты:
СМК РД 09.04-2018 «Положение об Учебном центре управления движением имени Б.П. Бещева кафедры «Управление эксплуатационной работой»
Контакты
Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9, ауд. 7-336 - 7-340

Кузнецова Александра Николаевна
Кузнецова Александра Николаевна
Должность:
Техник - Учебный центр управления движением им. Бещева
Марченко Максим Александрович
Марченко Максим Александрович
Должность:
Инженер - Учебный центр управления движением им. Бещева
Фомина Татьяна Васильевна
Фомина Татьяна Васильевна
Должность:
Техник - Учебный центр управления движением им. Бещева

В Петербургском государственном университете путей сообщения работает уникальный Учебный центр управления перевозками, созданный на базе одного из самых больших в мире макетов железной дороги и локальной компьютерной сети.

В основе Учебного центра находится действующий макет полигона железной дороги с десятью станциями, в том числе одной сортировочной и одной грузовой. Однопутные и двухпутные перегоны макета оборудованы автоблокировкой в соответствии с существующими нормами российских железных дорог, станции — маршрутно-релейной и электрической централизацией стрелок и сигналов. Общая длина макета составляет 75 метров. Управление движением поездов осуществляется на базе современной микропроцессорной техники.

Занятия в Учебном центре проходят в виде деловых игр. Студенты факультета «Управление процессами перевозок» приобретают первичные навыки управления движением поездов по станциям и участкам согласно расписанию под руководством поездного диспетчера. Роль дежурных по станциям выполняют студенты третьего курса, роль поездных диспетчеров —студенты старших курсов. При этом соблюдаются инструкции и регламенты, действующие на железных дорогах России.

Учебный центр управления перевозками (УЦУП) создан на базе лаборатории организации движения поездов и предназначен для обучения различных категорий учащихся профессиональным навыкам и умениям в области организации движения поездов на базе использования специализированных тренажёров.

Модернизация учебной лаборатории и преобразование её в УЦУП проводились в 2000–2001 гг, и в 2007-2008 гг. Совместными усилиями кафедр «Управление эксплуатационной работой», «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» и Центра компьютерных железнодорожных технологий (ЦКЖТ) был разработан и реализован проект реконструкции на базе новой модели организации учебного процесса.

Выполненные работы позволили на современной основе реализовать базовые функции обучения:

  • получение первоначальных профессиональных навыков на рабочих местах ДСП, ДНЦ, ДГН и др.;
  • получение навыков при работе в конкретных нестандартных ситуациях (в УЦУП имеется возможность искусственно создавать нестандартные ситуации работы устройств СЦБ и связи, а также условно-аварийные ситуации на станциях).

Программное обеспечение УЦУП позволяет реализовать следующие возможности:

  • моделирование работы в нормальных условиях с ведением рабочих документов;
  • моделирование работы при неисправностях устройств СЦБ;
  • моделирование работы при переходе на телефонные средства связи;
  • моделирование пропуска негабаритных и длинносоставных поездов;
  • автоведение графика исполненной работы;
  • имитация автоматизированной сортировочной горки;
  • отображение текущего времени;
  • отображение номера поезда, количества вагонов, типа и номера локомотива;
  • использование виртуального натурного листа на поезда.

Учебный макет железной дороги состоит 10 станций, соединенных перегонами и 3 диспетчерских кругов и имеет длину 73 метра. Выполнен на основе моделей железнодорожного транспорта типоразмера H0 (масштаб 1:87, ширина колеи 16 мм) и имеет художественное оформление. Архитектура макета отображает эволюцию развития систем автоматики по обеспечению безопасности движения поездов. На макете выполнено 10 станций соединенных перегонами, имеющими различную имитацию обеспечения средствами сигнализации и связи.

Макет ВСМ (высокоскоростной магистрали) установлен в ауд. 7-336, 7-338 и представляет собой две станции, соединенные двухпутной линией. Движение на макете осуществляют два состава скоростных поездов, которые одновременно отправляются со станций и встречаются в пути следования.

Станции оборудованы устройствами компьютерного управления электрической централизации стрелок и сигналов (ЭЦ-МПК). Для увязки с устройствами низовой автоматики и реализации функций управления используются КП системы ДЦ-МПК.

На ст. ЛИИЖТ-Сортировочный, Новая и Отрадная установлено оборудование КП ДЦ-МПК с возможностью сохранения управления через пульты ЭЦ и МРЦ. ЭЦ-МПК выполнена по двухуровневой схеме, где верхний уровень устройств представляет собой автоматизированные рабочие места дежурного по станции (АРМ ДСП) и поездного диспетчера (АРМ ДНЦ). Функции исполнительных схем ЭЦ реализуются программно на котроллере контролируемого пункта. Макет сортировочной горки расположен на станции ЛИИЖТ-Сортировочная и включен в общую систему управления движением поездов на макете и позволяет производить расформирование составов в реальном времени.

На автоматизированных рабочих местах в соответствии с задачами решаемыми в ходе учебных занятий установлены следующие компьютерные системы и программы:

  • ГИД-УРАЛ ВНИИЖТ,
  • АРМ ДСП,
  • АРМ ДНЦ,
  • АСУ станции,
  • АРМ ТВК,
  • Система видеонаблюдения,
  • Справочная информация.

Все рабочие места оснащены телефонной и селекторной связью.

Из истории Центра

Учебный центр управления перевозками кафедры «Управление эксплуатационной работой» создан в 1961 году по инициативе Министра путей сообщения Советского Союза Бещева Б. П. — выпускника ЛИИЖТа.

В разные годы на рабочих местах Учебного центра приобретали первичные профессиональные знания Министр путей сообщения Российской Федерации, а ныне первый вице-президент ОАО «РЖД» Морозов В.Н., заместители министра путей сообщения Белозеров В.Л. и Иванов В.П., вице-президент ОАО «РЖД» Краснощек А.А., глава ФСБ России Бортников А.В., начальники железных дорог Голоскоков В.Н., Кузнецов А.П., Шарадзе О.Х. и многие другие.

В настоящее время Учебный центр активно развивается. Переоборудуется линия высокоскоростной магистрали, идет закупка нового подвижного состава и разработка необходимого программного обеспечения.