Учебный центр управления движением им. Бещева
Начальник
- Ученая степень:
- к.т.н.
- Ученое звание:
- доцент
- Должность:
- Начальник
- Контакты:
- Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9, ауд. 7-336 - 7-340
- Должность:
- Техник - Учебный центр управления движением им. Бещева
- Должность:
- Инженер - Учебный центр управления движением им. Бещева
- Должность:
- Техник - Учебный центр управления движением им. Бещева
В Петербургском государственном университете путей сообщения работает уникальный Учебный центр управления перевозками, созданный на базе одного из самых больших в мире макетов железной дороги и локальной компьютерной сети.
В основе Учебного центра находится действующий макет полигона железной дороги с десятью станциями, в том числе одной сортировочной и одной грузовой. Однопутные и двухпутные перегоны макета оборудованы автоблокировкой в соответствии с существующими нормами российских железных дорог, станции — маршрутно-релейной и электрической централизацией стрелок и сигналов. Общая длина макета составляет 75 метров. Управление движением поездов осуществляется на базе современной микропроцессорной техники.
Занятия в Учебном центре проходят в виде деловых игр. Студенты факультета «Управление процессами перевозок» приобретают первичные навыки управления движением поездов по станциям и участкам согласно расписанию под руководством поездного диспетчера. Роль дежурных по станциям выполняют студенты третьего курса, роль поездных диспетчеров —студенты старших курсов. При этом соблюдаются инструкции и регламенты, действующие на железных дорогах России.
Учебный центр управления перевозками (УЦУП) создан на базе лаборатории организации движения поездов и предназначен для обучения различных категорий учащихся профессиональным навыкам и умениям в области организации движения поездов на базе использования специализированных тренажёров.
Модернизация учебной лаборатории и преобразование её в УЦУП проводились в 2000–2001 гг, и в 2007-2008 гг. Совместными усилиями кафедр «Управление эксплуатационной работой», «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» и Центра компьютерных железнодорожных технологий (ЦКЖТ) был разработан и реализован проект реконструкции на базе новой модели организации учебного процесса.
Выполненные работы позволили на современной основе реализовать базовые функции обучения:
- получение первоначальных профессиональных навыков на рабочих местах ДСП, ДНЦ, ДГН и др.;
- получение навыков при работе в конкретных нестандартных ситуациях (в УЦУП имеется возможность искусственно создавать нестандартные ситуации работы устройств СЦБ и связи, а также условно-аварийные ситуации на станциях).
Программное обеспечение УЦУП позволяет реализовать следующие возможности:
- моделирование работы в нормальных условиях с ведением рабочих документов;
- моделирование работы при неисправностях устройств СЦБ;
- моделирование работы при переходе на телефонные средства связи;
- моделирование пропуска негабаритных и длинносоставных поездов;
- автоведение графика исполненной работы;
- имитация автоматизированной сортировочной горки;
- отображение текущего времени;
- отображение номера поезда, количества вагонов, типа и номера локомотива;
- использование виртуального натурного листа на поезда.
Учебный макет железной дороги состоит 10 станций, соединенных перегонами и 3 диспетчерских кругов и имеет длину 73 метра. Выполнен на основе моделей железнодорожного транспорта типоразмера H0 (масштаб 1:87, ширина колеи 16 мм) и имеет художественное оформление. Архитектура макета отображает эволюцию развития систем автоматики по обеспечению безопасности движения поездов. На макете выполнено 10 станций соединенных перегонами, имеющими различную имитацию обеспечения средствами сигнализации и связи.
Макет ВСМ (высокоскоростной магистрали) установлен в ауд. 7-336, 7-338 и представляет собой две станции, соединенные двухпутной линией. Движение на макете осуществляют два состава скоростных поездов, которые одновременно отправляются со станций и встречаются в пути следования.
Станции оборудованы устройствами компьютерного управления электрической централизации стрелок и сигналов (ЭЦ-МПК). Для увязки с устройствами низовой автоматики и реализации функций управления используются КП системы ДЦ-МПК.
На ст. ЛИИЖТ-Сортировочный, Новая и Отрадная установлено оборудование КП ДЦ-МПК с возможностью сохранения управления через пульты ЭЦ и МРЦ. ЭЦ-МПК выполнена по двухуровневой схеме, где верхний уровень устройств представляет собой автоматизированные рабочие места дежурного по станции (АРМ ДСП) и поездного диспетчера (АРМ ДНЦ). Функции исполнительных схем ЭЦ реализуются программно на котроллере контролируемого пункта. Макет сортировочной горки расположен на станции ЛИИЖТ-Сортировочная и включен в общую систему управления движением поездов на макете и позволяет производить расформирование составов в реальном времени.
На автоматизированных рабочих местах в соответствии с задачами решаемыми в ходе учебных занятий установлены следующие компьютерные системы и программы:
- ГИД-УРАЛ ВНИИЖТ,
- АРМ ДСП,
- АРМ ДНЦ,
- АСУ станции,
- АРМ ТВК,
- Система видеонаблюдения,
- Справочная информация.
Все рабочие места оснащены телефонной и селекторной связью.
Из истории Центра
Учебный центр управления перевозками кафедры «Управление эксплуатационной работой» создан в 1961 году по инициативе Министра путей сообщения Советского Союза Бещева Б. П. — выпускника ЛИИЖТа.
В разные годы на рабочих местах Учебного центра приобретали первичные профессиональные знания Министр путей сообщения Российской Федерации, а ныне первый вице-президент ОАО «РЖД» Морозов В.Н., заместители министра путей сообщения Белозеров В.Л. и Иванов В.П., вице-президент ОАО «РЖД» Краснощек А.А., глава ФСБ России Бортников А.В., начальники железных дорог Голоскоков В.Н., Кузнецов А.П., Шарадзе О.Х. и многие другие.
В настоящее время Учебный центр активно развивается. Переоборудуется линия высокоскоростной магистрали, идет закупка нового подвижного состава и разработка необходимого программного обеспечения.