Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

П.П. Базен

Петр Петрович Базен

Петр Петрович Базен

Дата рождения:
13 января 1786
Дата смерти:
28 сентября 1838
Ректор:
1824 — 1834
Второй ректор, генерал-лейтенант Корпуса инженеров путей сообщения, профессор Института (1810 — 1836), Пьер Доминик (Пётр Петрович) Базен — выдающийся инженер и учёный, математик, механик, член-корреспондент и почётный член Петербургской академии наук, член Стокгольмской, Туринской, Виленской и Мюнхенской академий. Родился во Франции, закончил Политехническую школу и Школу мостов и дорог в Париже. С 1810 по 1836 г. жил в России.
Базен разработал проект Евпаторийского порта и гидротехнических сооружений в Одесском порту. В 1825 г. после катастрофического наводнения 1824 г. предложил проект защиты Петербурга от Наводнений, заключавшийся в сооружении дамбы длиной около 20 км по линии Лисий Нос- о. Котлин-Ораниенбаум, отгораживающей часть Финского залива площадью 400 км2. В дамбе предусматривались водопропускные сооружения и камерные шлюзы. По проекту Базена в 1823 г. построен первый висячий мост в Петербурге (в Екатерининском парке).

После П.П. Базена остались десятки сооружений, сотни проектов, осуществившихся уже после его отъезда из России в 1836 г. Базену принадлежат проекты и инженерные предложения по устройству мостовых и тротуаров Петербурга, фонарей для освещения улиц, колодцев, фильтров для очистки сточных вод, ливневой канализации, мостов через Обводный и другие каналы, ансамбля мостов у Инженерного замка, Шлиссельбургсих водосберегательных шлюзов, куполов Троицкого собора и др. Базен- руководитель строительства Обводного канала, гидротехнических сооружений Охтинского завода, зданий Сената и Синода, переустройства зданий Двенадцати коллегий для Петербургского университета.

Базен внёс большой вклад в научно-инженерное образование в России. При нём обозначился переход к преподаванию всех предметов на русском языке. Он сам автор фундаментальных учебников и научных трудов по высшей математике, механики, строительству. В связи с появлением парового водного транспорта в 1817 г. Базен опубликовал научный труд «К вопросу теории движения паровых судов» -руководство для инженеров. По идее А.А. Бетанкура Базен основал «Журнал путей сообщения» (1826), положивший начало широкой публикации научных работ по проблемам транспорта и развития путей сообщения в области строительного искусства.

В учебной работе он следовал идеям Бетанкура. Читал курс высшей математики. В 1817 г. опубликовал «Элементарный курс дифференциального исчисления», переведённый в1818 г. на русский язык; в 1825 г. вместе с Г. Ламе издал учебник по интегральному исчислению, в 1832 г. издал «Доказательство принципа виртуальных скоростей». В январе 1831 г. Базен открыл публичные чтения «Об усовершенствованиях, сделанных в науках, касающихся инженерной части». В 1832 г. на этих чтениях Г. Ламе прочитал две лекции — «О строительстве железных дорог в Англии» и «Об устройстве дорог в Англии».

При участии Базена увеличился выпуск учебных пособий. В 1825 г. изданы «Правила по производству работ», в 1826 г. издан литографированный «Курс построений» (268 листов) с альбомом чертежей — первый коллективный труд учёных Института (Базена, Потье, Волкова, Ганри и Завадворгского). В 1830 г. профессор Волков издал учебное пособие «Изложение правил составления известковых цементов и растворов», а в 1828 г. появились первые пособия по прикладной механике, в подготовке которых участвовал Мельников.

Первое «железнодорожное» поколение инженеров путей сообщения- ученики Базена и ученики его учеников. За заслуги перед Россией он награждён орденами Св. Александра Невского, Св. Анны 1 степени, Белого Орла и др.

П. Базен умер в Париже, похоронен на Мономартрском кладбище.