Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

М.Н. Герсеванов

Михаил Николаевич Герсеванов

Михаил Николаевич Герсеванов

Дата рождения:
25 марта 1830
Дата смерти:
16 мая 1907
Ректор:
1883 — 1901
Восьмой ректор, Михаил Николаевич Герсеванов родился в 1830 г. Закончил в Петербурге в 1851 г. Николаевское инженерное училище и был направлен на действительную службу в Инженерный корпус военного ведомства. С 1851 по 1883 г. работал в области военного и гражданского строительства. В 1867 г. был избран адъюнкт-профессором Инженерной академии по строительному искусству С 1868 г. М.Н. Герсеванов — главный инспектор гражданских сооружений Строительно-дорожного Комитета при Главном управлении Кавказского наместника. В 1876 г. М.Н. Герсеванов Высочайшим указом зачислен по Министерству путей сообщения в число инженеров путей сообщения и оставлен в должности инспектора гражданских сооружений на Кавказе.

10 февраля 1883 г. М.Н. Герсеванов назначен директором ИИПС. С 1882 г. ИИПС Положением об Институте был преобразован в Инженерную академию, куда принимались лишь лица, имевшие высшее физико-математическое или техническое образование. Первые два курса были закрыты, а общеобразовательные предметы исключены из учебного плана. Общее число студентов Института было установлено 150 человек. Только к 1890 г. усилиями ректора и Конференции Института удалось добиться преобразований: были восстановлены первые два курса и введен пятилетний срок обучения. В Институт принимались лица, окончившие и гимназии и средние учебные заведения; вступительный экзамен был единым для всех. По новому Положению Институт имел своей целью «образовывать инженеров путей сообщения». Выпускники получали «диплом на звание инженера путей сообщения с правом составления проектов и производства всякого рода строительных работ» (начиная с выпуска 1891 г.).

Вместо Конференции был учрежден Совет Института инженеров путей сообщения, председателем которого был ректор (директор), членами-инспектор (помощник директора) и все профессора. Одновременно был образован Хозяйственный комитет, ведавший финансовой и административно-хозяйственной деятельностью Института. Контингент студентов был установлен 300 человек с ежегодным приемом на первый курс 60 человек. Штат учебного персонала по положению 1890 г. составлял 12 профессоров, 8 адъюнктов (репетиторов), 8 штатных преподавателей и необходимое число внештатных преподавателей.

В 1885 г. по инициативе М.Н. Герсеванова педагогами Института было разработано «Положение о техниках путей сообщения» и программы экзамена на получение звания техника-путейца. Обучение техников-путейцев носило заочно-очный характер. Положение было утверждено в 1888 г., им заложено среднетехническое образование в России.

Истинное строительство железных дорог в 90-е годы требовало увеличения выпуска инженеров путей сообщения. При Герсеванове в 1891 г. началось строительство Великого Сибирского пути при непосредственном участии выпускников Института. Прием на первый курс увеличился в 2-3 раза, уже осенью 1896 г. он составил 224 человека, а общее число студентов увеличилось с 316 (1893г.) до 890 человек (1896г.).

Усилиями М.Н. Герсеванова и Совета Института в 1898 г. было построено и открыто первое студенческое общежитие на 50 человек и столовая при нем по Обуховскому (ныне Московскому) проспекту, создана «студенческая библиотека» (1896).
М.Н. Герсеванов — один из основателей русского Технического Общества. Ему было присвоено звание Почетного члена института.

М.Н. Герсеванов умер в Петербурге, будучи до последнего дня профессором Института; похоронен на Тихвинском кладбище.