Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Структурные подразделения

Факультеты

Управления

Подразделения

Филиалы

Наука

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I — первый транспортный вуз России — был основан в 1809 г. И уже на протяжении двух столетий наш университет остается одним из ведущих транспортных и строительных высших учебных заведений страны.

Именно здесь, в Институте Корпуса инженеров путей сообщения (так в первые годы именовался ПГУПС), зародились и сформировались многие отечественные научные школы в области прикладной механики, гидравлики, гидротехники, строительной механики, проектирования и строительства мостов, портовых сооружений, железных дорог.

В настоящее время научно-исследовательская деятельность Университета характеризуется широким спектром научных направлений. В Университете сформировались более 30 научных школ, многие из которых входят в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга. Хочется особо отметить инициативу ОАО «РЖД» о выделении существенных грантов на развитие научно-педагогических школ в сфере железнодорожного транспорта, в числе победителей которых в 2015 году был и сотрудник нашего университета. Общее руководство планированием научной деятельности в вузе осуществляет проректор по научной работе. Организацию выполнения научно-исследовательских работ, внедрение разработок в производство, эффективное использование и развитие научной и экспериментально-производственной базы обеспечивают начальник научно-исследовательской части, заведующие кафедрами и руководители научных подразделений.

Структура научно-исследовательского комплекса университета включает в себя научно-исследовательские институты, научно-внедренческие центры, научно-исследовательские лаборатории. Научно-исследовательские подразделения и кафедры ПГУПС традиционно являются ведущими организациями в решении ряда научно-технических проблем железнодорожного транспорта, промышленного и гражданского строительства, других отраслей.

Научно-исследовательская часть осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями научной деятельности Университета.

Приоритетными являются следующие научные направления, развиваемые в рамках целевых федеральных, региональных и отраслевых научно-технических программ:

  1. Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт: разработка стандартов, совершенствование нормативной базы, подготовка технических решений и научное сопровождение этапов проектирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры ВСМ.
  2. Инновационное вагоностроение: разработка и совершенствование конструкций, эксплуатации и ремонта железнодорожного подвижного состава.
  3. Новые системы и технические средства регулирования движения поездов и перспективные средства связи для управления технологическими процессами с использованием новейшей элементной базы и микропроцессорной техники.
  4. Прогрессивные методы технического обслуживания и сертификации ж.д. автоматики, телемеханики и связи.
  5. Реконструкция тяговых средств железнодорожного транспорта на базе бесколлекторного привода, электроники и автоматики.
  6. Разработка систем электроснабжения повышенного напряжения, обеспечение надежности электрического подвижного состава и систем электроснабжения железных дорог.
  7. Интенсификация путевых работ на основе повышения эффективности системы технического обслуживания и ремонта парка путевых машин, создание новых средств механизации ремонта железнодорожного пути.
  8. Разработка принципов, методов и средств неразрушающего контроля и диагностики технических объектов железнодорожного транспорта. Совершенствование системы подготовки и аттестации специалистов по неразрушающему контролю в учебных заведениях и на сети железных дорог.
  9. Охрана окружающей среды, обеспечение безопасности труда, аттестация рабочих мест, сертификация предприятий по условиям труда и разработка прогрессивных систем ведения хозяйства на железнодорожном транспорте.
  10. Создание и испытание новых строительных материалов. Системы водоснабжения на железнодорожном транспорте и многие другие.

Научные разработки университета характеризуются широким спектром направлений, среди которых основными являются железнодорожный транспорт и его инфраструктура, транспортное строительство и строительные материалы.

Под руководством ученых университета успешно внедряются в производство собственные технические разработки, программные комплексы, обучающие компьютерные системы и инновационные разработки, выполняются конкретные проектные работы по заказам предприятий, проводятся исследования материалов и конструкций, работы по сертификации продукции и другие виды работ. Ученые университета показывают высокие показатели в изобретательской деятельности.

Сотрудники университета ежегодно получают порядка 70 – 80 патентов на изобретения и полезные модели. На протяжении последних лет ПГУПС остается одним из лидеров среди вузов и НИИ отрасли по защите прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Для подготовки кадров высшей квалификации в университете функционирует отдел аспирантуры и докторантуры. Основное количество защит кандидатских и докторских диссертаций сотрудниками вуза проходит в диссертационных советах ПГУПС.

В целях стимулирования студенческой научной деятельности, а также её оценки в университете проводится ряд крупных студенческих научных мероприятий. Центральным студенческим научным мероприятием года является Фестиваль «Неделя науки». С целью поддержки научных разработок студентов и аспирантов в университете ежегодно проводится конкурс грантов на выполнение НИР.

Ученые вуза традиционно участвуют и становятся победителями и призерами международных, всероссийских и городских конкурсов на выполнение НИР.

Значимость проводимых в ПГУПС научно-технических работ привлекает внимание научных работников и специалистов транспортной отрасли к организуемым вузом научным конференциям и семинарам, многие из которых имеют международный статус.

В настоящее время в университете издаются научные рецензируемые журналы: «Транспорт Российской Федерации», «Известия Петербургского университета путей сообщения», «Автоматика на транспорте» и электронные журналы: «Бюллетень результатов научных исследований», «Russian Journal of Logistics & Transport Management», «Интеллектуальные технологии на транспорте» и сетевой электронный журнал «Транспортные системы и технологии».

Традиционно на протяжении многих лет одним из наиболее значимых партнеров Университета является ОАО «Российские железные дороги». Под руководством и по проектам инженеров путей сообщения, выпускников Университета сооружены многие транспортные объекты страны, включая первую магистральную железную дорогу Петербург — Москва (1851 г.).

В 2014 году ученые и сотрудники университета единым мощным коллективом по заказу ОАО «Скоростные магистрали» выполнили масштабный проект по разработке специальных технических условий по проектированию и строительству высокоскоростной магистрали Москва-Казань со скоростями движения до 400 км/ч. Всего в данной работе приняли участие 92 сотрудника университета, 12 кафедр и научных подразделений. Завершение проекта в короткий период времени показало, что коллектив университета имеет огромный научный потенциал.