Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Структурные подразделения

Факультеты

Управления

Подразделения

Филиалы

История

Университет до 1917 года

С конца XVIII в. изысканием, проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией путей сообщения России занимались Департамент водяных коммуникаций и Экспедиция устроения дорог в государстве. В 1801-1809 гг. оба эти ведомства возглавлял граф Николай Петрович Румянцев (1754-1826)-видный государственный деятель, дипломат, член Государственного Совета, сенатор. В 1809 г. он представил Императору Александру I «Предложения о надежных мерах для учреждения по всей России удобных сообщений на суше и на воде». В этом документе не только предлагалась новая, единая, более совершенная структура управления всеми путями сообщения России, но и высказывалась мысль о необходимости учреждения в государстве специального высшего технического учебного заведения для подготовки инженеров, способных возглавить строительство дорог и мостов, речных и морских портов, гражданских и транспортных сооружений.

На основании этих предложений в соответствии с Высочайше утвержденным Манифестом 20 ноября 1809 г. было организовано самостоятельное ведомство-Управление водяными и сухопутными сообщениями. Этим же Манифестом учреждены Корпус инженеров путей сообщения и Институт Корпуса инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения). Корпус был создан для выполнения строительных и ремонтных работ по ведомству путей сообщения, Институт — для подготовки инженерных кадров для этого Корпуса. (Здесь и далее все даты до марта 1918 г. приведены по старому стилю).

Первым ректором (инспектором) Института Корпуса инженеров путей сообщения был назначен Августин Августинович Бетанкур (1758-1824) — испанец по происхождению, ученый с мировым именем, выдающийся инженер-механик, строитель и педагог. Он получил прекрасное образование в Королевском учебном заведении и в Академии изящных искусств в Мадриде. Позднее в Париже, в Национальной школе мостов и дорог, слушал лекции известных французских ученых Ж.-Р. Перроне (1708-1794), Г. Прони (1755-1839) и Г. Монжа (1746-1818). С 1801 г. А. Бетанкур руководил в Испании Корпусом путей сообщения, в 1802 г. создал и возглавил в Мадриде Школу дорог, каналов и мостов. С 1809 г. стал работать в России.

Основная цель создаваемого в Петербурге Института была сформулирована А. Бетанкуром в записке к проекту этого учебного заведения: «... снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в Империи».

При организации Института Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге и при составлении его первых учебных планов и программ А. Бетанкур использовал все самое лучшее в системе высшего технического образования в Европе, что имелось на то время, и в первую очередь опыт своих учителей — Г. Монжа и его знаменитой Парижской политехнической школы (1794), Ж.-Р. Перроне и его Школы мостов и дорог (1747), с работой которых он был хорошо знаком, и, конечно, свой собственный опыт по организации Школы дорог, каналов и мостов в Мадриде.

Дворец князя Н. Б. Юсупова (архитектор Джакомо Кваренги) — первое здание Института Корпуса инженеров путей сообщения. 1 ноября 1810 г. Институт Корпуса инженеров путей сообщения был торжественно открыт, а 3 ноября начались занятия с воспитанниками первого набора.

С самого начала Институт становится одним из самых авторитетных и престижных учебных заведений Петербурга. Выдающиеся ученые, академики и профессора почитали за честь преподавать в нем.

Первоначально Институт был открытым высшим учебным заведением с четырехлетним сроком обучения. Хотя воспитанники и имели воинские звания, но формально Институт считался гражданским учебным заведением, и военные дисциплины в нем не преподавали. В декабре 1823 г. Институт Корпуса инженеров путей сообщения был преобразован в закрытое учебное заведение по образцу военных кадетских корпусов, и в учебные планы были включены военные дисциплины и фронтовое обучение. И только в 1864 г. Институт вновь стал гражданским учебным заведением.

В первые годы своего существования Институт готовил специалистов широкого строительного профиля, но уже в 30-е годы XIX в. в связи с сооружением в России первой железной дороги (1837) в учебные программы курса строительного искусства были включены специальные разделы по строительству и эксплуатации железных дорог.

В эти же годы в Институте закладывались основы отечественной школы естественнонаучных дисциплин. И если методика преподавания математических наук вначале разрабатывалась выдающимися французскими учеными П. П. Базеном (1786-1838) и Г. Ламе (1795-1870), то продолжали и совершенствовали ее русские академики М. В. Остроградский (1801-1861), В. Я. Буняковский (1804-1898) и другие. Первые лекции по «умозрительной» механике в Институте читали профессора А. И. Майоров (1780-1852), Д. С. Чижов (1785-1853), М. Г. Дестрем (1788-1855), Б. Клапейрон (1799-1864) и академики С. Е. Гурьев (1766-1813) и О. И. Сомов (1815-1876).

У истоков преподавания и создания лабораторной базы по физике стоял академик А. Я. Купфер (1799-1865), а на формирование научной школы химии в Институте большое влияние оказали академик Г. И. Гесс (1802-1850), «дедушка русских химиков» А. А. Воскресенский (1809-1880) и создатель периодического закона химических элементов Д. И. Менделеев (1834-1907).

Особый вклад внес Институт в создание в России школы начертательной геометрии. Ученые Института не только развили теорию науки, созданной Г. Монжем, но и разработали на ее основе новые прикладные дисциплины. В 1816 г. профессор К. И. Потье (1786-1855) издал первый в нашей стране учебник по начертательной геометрии на французском языке, а в 1821 г. увидел свет первый в России учебник по этой дисциплине на русском языке, автор которого профессор Я. А. Севастьянов по праву считается основоположником отечественной начертательной геометрии.

И уже к середине XIX в. Институт стал одним из крупнейших высших учебных заведений России. В его стенах создавались основы транспортной науки, складывалась система русского инженерно-строительного образования. Яркую страницу в историю Института и отечественного транспортного строительства вписали его первые питомцы, профессора Я. А. Севастьянов (1796 −1849), М. С. Волков (1805 −1875), И. П. Мельников (1804 −1880), Н. О. Крафт (1798 −1857), С. В. Кербедз (1810 −1899), Н. И. Липин (1812 −1877), Д. И. Журавский (1821-1891) и многие другие.

На первом этапе — в первое пятидесятилетие Институт возглавляли А. А. Бетанкур, П. П. Базен, К И Потье А. Д. Готман (1790 −1865), В. Ф. Энгельгард (1798 −1856) и Е. И. Сивербрик (1800 −1862), а учебным процессом руководили И. С. Резимон (1768 −1844), Я. А. Севастьянов П. А. Языков (1800 −1869) и В. П. Соболевский (1809 — 1882).

В 1864 г. в соответствии с новым Положением об Институте он объявлялся гражданским высшим учебным заведением первого разряда с пятилетним сроком обучения и стал именоваться Институтом инженеров путей сообщения.

Институт вступил в следующий этап своего развития — второе пятидесятилетие, — когда его возглавляли В. П Соболевский, М. Н. Герсеванов (1830-1907), Л. Ф. Николаи (1844-1908), Н. А. Белелюбский (1845-1922), а учебным процессом руководили А. X. Редер (1809-1872), И. А. Панаев (1822-1901), К. К. Коковцев (1820-1891), Ф. Г. Зброжек (1849-1902), Ф. Е. Максименко (1852-1935), А. А. Брандт (1855-?), В. И. Курдюмов (1853-1904).

В Институте инженеров путей сообщения продолжалось совершенствование учебных курсов общеинженерных, строи-тельных и транспортных дисциплин. Так, лекции по курсу «Строительная механика и мосты» читали такие выдающиеся российские ученые и инженеры, как Н. А. Белелюбский, Л. Д. Проскуряков (1858-1926), Л. Ф. Николаи; по курсу «Водные сообщения и портовые сооружения» — Н. П. Глушинский (1834-1898), В. В. Салов (1839-1909); по гидравлике, гидротехнике, водоснабжению и водостокам — М. Н. Герсеванов, Ф. Г. Зброжек, Ф. Е. Максименко, В. Е. Тимонов (1862-1936); по шоссейным дорогам-М. А. Ляхницкий (1853-1923); по постройке и эксплуатации железных дорог — Я. Н. Гордиенко (1851-1922) и по подвижному составу и тяге поездов — Л. А. Ераков (1839-1885).

В это же время профессора Института начали читать лекции по новым научным дисциплинам: Ф. С. Ясинский (1856- 1899) — по теории упругости в приложении к расчетам сооружений; В. И. Курдюмов — по основаниям и фундаментам, практической фотографии; И. В. Мушкетов (1850-1902) — по геологии и физической географии; Г. К. Мерчинг (1860- 1916) — по электротехнике и передаче энергии на расстояние; А. Р. Шуляченко (1841-1903) — по технологии строительных материалов и другие.