Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Карточка сотрудника

Фролов Юрий Степанович
Фролов Юрий Степанович
Ученая степень:
д.т.н.
Ученое звание:
профессор
Занимаемые должности:
Профессор - Кафедра «Тоннели и метрополитены»,
Старший научный сотрудник - Научно-исследовательская часть
Контакты:
(812) 315-40-74
Общий стаж: 58 лет
Стаж работы по специальности: 58 лет
Уровень образования: высшее
Квалификация: инженер-строитель мостов и тоннелей
Направление подготовки (специальность): Мосты и тоннели
Преподаваемые дисциплины: Государственная итоговая аттестация
Данные о повышении квалификации:
  • Удостоверение о повышении квалификации № Г 002910 от 31.01.2017, «Навыки оказания первой помощи», 16 ч., университет Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов ФГБОУ ВО ПГУПС;
  • Удостоверение о повышении квалификации № Г 005267 от 13.06.2017, «Обеспечение функционирования, использование и поддержка электронной информационно-образовательной среды в вузе посредством информационно-коммуникационных технологий», 16 ч., университет Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов ФГБОУ ВО ПГУПС;
  • Удостоверение о повышении квалификации № Г 008304 от 22.12.2017, «Научно-методические аспекты преподавания дисциплин прочностного цикла», 72 ч., университет Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов ФГБОУ ВО ПГУПС;
  • Удостоверение о повышении квалификации № Г 019702 от 25.02.2020, «Информационное моделирование в строительстве объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта на различных стадиях жизненного цикла», 72 ч., университет Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов ФГБОУ ВО ПГУПС;
  • Удостоверение о повышении квалификации № Г 020374 от 08.04.2020, «Обеспечение функционирования, использование и поддержка электронной информационно-образовательной среды в вузе посредством информационно-коммуникационных технологий», 16 ч., университет Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов ФГБОУ ВО ПГУПС;
  • Удостоверение о повышении квалификации № Г 020374 от 08.04.2020, «Обеспечение функционирования, использование и поддержка электронной информационно-образовательной среды в вузе посредством информационно-коммуникационных технологий», 16 ч., Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов ФГБОУ ВО ПГУПС;
  • Удостоверение о повышении квалификации № Г-019702 от 25.02.2020, «Информационное моделирование в строительстве объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта на различных стадиях жизненного цикла», 72 ч., Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов ФГБОУ ВО ПГУПС;
  • Удостоверение о повышении квалификации № Г-026882 от 23.03.2022, «Первая помощь и обеспечение безопасности граждан в образовательной организации», 36 ч., Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов ФГБОУ ВО ПГУПС;
  • Удостоверение о повышении квалификации № Г 030686 от 21.03.2023, «Обеспечение функционирования, использование и поддержка электронной информационно-образовательной среды в вузе посредством информационно-коммуникационных технологий», 16 ч., Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов ФГБОУ ВО ПГУПС;
  • Удостоверение о повышении квалификации № Г-031684 от 10.05.2023, «Геотехнические расчеты в программе PLAXIS 2D», 72 ч., Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов ФГБОУ ВО ПГУПС;

Окончил факультет «Мосты и тоннели» Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта (1961г), специальность — инженер-строитель мостов и тоннелей. Инженер Бактоннельстроя (1961-1965), научный сотрудник кафедры «Мосты и тоннели» НИИЖТа (1965-1968), аспирант кафедры «Тоннели и метрополитены» ЛИИЖТа (1968-1971), старший научный сотрудник, руководитель лаборатории моделирования тоннелей (1972-1977), доцент (1978-1995), профессор (с 1996 г.). Специалист в области тоннеле- и метростроения. «Заслуженный строитель РФ».

Профессор Фролов Ю.С. является одним из ведущих ученых страны в области строительства и эксплуатации транспортных тоннелей и метрополитенов, инициатором внедрения новых прогрессивных конструктивных и технологических решений при строительстве подземных сооружений различного назначения. Им выполнены крупные экспериментально-теоретические исследования, связанные с анализом напряженно-деформированного состояния конструкций транспортных тоннелей и подземных сооружений метрополитена, и оценкой их эксплуатационной надежности. Научные исследования и практические разработки, выполненные под руководством Фролова Ю.С, позволили решить ряд проблем, связанных со строительством протяженных тоннелей на Байкало-Амурской магистрали, в том числе протяженного Северо-Муйского тоннеля (С 1975 по 1980гг являлся ученым секретарем Координационного Совета ЛИИЖТа по вопросам проектирования и строительства БАМ).

По инициативе и под научным руководством профессора Фролова Ю.С. выполнен большой объем экспериментально-теоретических исследований по обоснованию рациональных типов крепи и технологии проходки горных транспортных тоннелей в сложных инженерно-геологических условиях. Практическая значимость этой работы подтверждена при внедрении ее результатов на таких уникальных объектах, как тоннели на автомагистрали Адлер — Красная поляна и тоннель на обходе г. Сочи.

Результаты его научных исследований использованы при внедрении новых конструкций односводчатых и колонных станций на линиях метрополитена в Санкт-Петербурге, в том числе при проектировании и строительстве уникальной двухъярусной объединенной пересадочной станции «Спортивная». При непосредственном участии Фролова Ю.С. решались вопросы объемно-планировочного и конструктивного решения перегонных тоннелей при восстановлении участка линии метрополитена в зоне «Размыв».

Комплекс экспериментально-теоретических и натурных исследований, выполненных для обоснования эффективности внедрения новых конструктивно-технологических решений при проходке тоннелей Петербургского метрополитена совместно с ЗАО СМУ 11 метростроя под руководством Фролова Ю.С. и его непосредственном участии, позволили решить чрезвычайно важную проблему безосадочной проходки выработок в плотно застроенных районах города. Эта работа отмечена дипломом и почетным знаком Федерального агентства по строительству и ЖКХ «За внедрение передовых технологий при освоении подземного пространства».

Новаторские идеи строительства метрополитена на линиях мелкого заложения методом сквозной проходки, научно обоснованные и детально проработанные лично профессором Фроловым Ю.С., технический совет Объединенной дирекции заказчиков строящихся метрополитенов «Инвестстройметро» признал новым прогрессивным направлением в отрасли и рекомендовал их внедрение на объектах метростроения.

На протяжении многих лет Фролов Ю.С. руководил работами по обследованию подземных сооружений Петербургского метрополитена, по результатам которых разрабатывались мероприятия по обеспечению эксплуатационной надежности этих сооружений.

Фролов Ю.С. характеризуется как высококвалифицированный педагог, на высоком уровне ведущий все виды педагогической деятельности. За многие годы работы в ЛИИЖТе-ПГУПСе он воспитал несколько поколений грамотных инженеров-тоннельщиков, способных на современном уровне ставить и решать сложные технические вопросы. Многие его ученики успешно трудятся на ответственных руководящих должностях в проектных институтах , на строительстве и эксплуатации тоннелей и метрополитенов страны.

Он руководит работой аспирантов и соискателей, 7 из них защитили кандидатские диссертации.

Как авторитетный ученый и признанный специалист в области подземного строительства является членом тоннельной ассоциации России, членом Научно-технического экспертно-консультационного Совета Петербургского регионального отделения Тоннельной ассоциации России, научным консультантом журнала «Метроинвест», членом диссертационных советов по соответствующим специальностям в Петербургском государственном университете путей сообщения (с 1998 по 2008 гг.) и Петербургском государственном горном институте (техническом университете), участвует в работе экспертных комиссии и технических советов ОАО «Метрострой» (АО «Метрострой Северной Столицы»), ОАО «НИИ ПИИ «Ленметрогипротранс» и ГУП «Петербургский метрополитен».

Долголетняя активная и плодотворная научно-педагогическая деятельность профессора Фролова Ю.С. отмечена Почетной грамотой МПС, знаками «Изобретатель СССР», знаком Министерства транспорта «ХХХ лет Байкало-Амурской магистрали», знаком МПС «По-четному железнодорожнику», знаком ОАО «РЖД» «За безупречный труд на железнодорожном транспорте», знаком «25лет работы в ЛИИЖТе». «Заслуженный строитель РФ».

Награды:

  • Почетный железнодорожник;
  • Заслуженный строитель РФ;
  • Знак 25 лет работы в университете;
  • Знак «Изобретатель СССР»;
  • Почетная грамота МПС;
  • Знак «30лет безупречной работы на железнодорожном транспорте»;
  • Знак «30 лет БАМ».
Публикации:

Опубликовал в печати 177 научно-методических труда, в том числе — 20 учебников и учебных пособий, 2 монографии, 11 патентов и полезных моделей.

  1. Строительство тоннелей и метрополитенов. Учебник для техникумов — Ю.С. Фролов, Д.М. Голицынский, Н.И. Кулагин // М., Желдориздат 1989;
  2. Метрополитены на линиях мелкого заложения. Новая концепция строительства — Ю. Крук, Ю.С. Фролов // М., ТИМР, 1994 ;
  3. Двухъярусная объединенная пересадочная станция метрополитена глубокого заложения 1997;
  4. Изыскание и проектирование мостовых переходов и тоннельных пересечений. 1999;
  5. «Метрополитены», Фролов Ю.С., Голицынский Д.М., А.П. Ледяев. М., «Желдориздат», 2001;
  6. Содержание и реконструкция тоннелей: учеб. для студентов вузов ж.-д. трансп.; доп. Федер. агентством ж.д. трансп/ Ю.С. Фролов, В.А. Гурский, В.С. Молчанов; ред. Ю.С. Фролов. - Москва: УМЦ по образованию на ж.-д. трансп. — 2011;
  7. Содержание и реконструкция городских транспортных сооружений — Карапетов Э.С., Мячин В.Н., Фролов Ю.С.; Учебное пособие. // М.ФГБОУ., 2013;
  8. Механика подземных сооружений — Т.В. Иванес, Ю.С. Фролов; Учебное пособие // СПб, ПГУПС, 2014;
  9. «Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Общий курс [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов железнодорожного транспорта в 2-х томах под редакцией И.П. Киселева; Допущено Федеральным агентством железнодорожного транспорта. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Том. 1/» Киселев И.П., Блажко Л.С., Брынь М.Я., Ледяев А.П., Фролов Ю.С. и др./ Москва: ФГБУ ДПО «УМЦ по образованию на железнодорожном транспорте». - 2020.- Т. 1.