Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Структурные подразделения

Факультеты

Управления

Подразделения

Филиалы

Карточка сотрудника

Фролов Юрий Степанович
Фролов Юрий Степанович
Ученая степень:
д.т.н.
Ученое звание:
профессор
Занимаемые должности:
Старший научный сотрудник - Кафедра «Тоннели и метрополитены»
Общий стаж: 56 лет
Стаж работы по специальности: 56 лет
Данные о повышении квалификации: «Осуществление строительного контроля» 2012г.; «Обследование строительных конструкций зданий и сооружений» 2012г.; «Выполнение работ оказывающих влияние на безопасность объектов» 2012г.; «Строительный контроль» 2012г.

Доктор технических наук (1995), профессор (1996).

Окончил факультет «Мосты и тоннели» Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта (1961г), специальность — инженер-строитель мостов и тоннелей. Инженер Бактоннельстроя (1961-1965), научный сотрудник кафедры «Мосты и тоннели» НИИЖТа (1965-1968), аспирант кафедры «Тоннели и метрополитены» ЛИИЖТа (1968-1971), старший научный сотрудник, руководитель лаборатории моделирования тоннелей (1972-1977), доцент (1978-1995), профессор (с 1996 г.). Специалист в области тоннеле- и метростроения. «Заслуженный строитель РФ».

Профессор Фролов Ю.С. является одним из ведущих ученых страны в области строительства и эксплуатации транспортных тоннелей и метрополитенов, инициатором внедрения новых прогрессивных конструктивных и технологических решений при строительстве подземных сооружений различного назначения. Им выполнены крупные экспериментально-теоретические исследования, связанные с анализом напряженно-деформированного состояния конструкций транспортных тоннелей и подземных сооружений метрополитена, и оценкой их эксплуатационной надежности. Научные исследования и практические разработки, выполненные под руководством Фролова Ю.С, позволили решить ряд проблем, связанных со строительством протяженных тоннелей на Байкало-Амурской магистрали, в том числе протяженного Северо-Муйского тоннеля (С 1975 по 1980гг являлся ученым секретарем Координационного Совета ЛИИЖТа по вопросам проектирования и строительства БАМ).

По инициативе и под научным руководством профессора Фролова Ю.С. выполнен большой объем экспериментально-теоретических исследований по обоснованию рациональных типов крепи и технологии проходки горных транспортных тоннелей в сложных инженерно-геологических условиях. Практическая значимость этой работы подтверждена при внедрении ее результатов на таких уникальных объектах, как тоннели на автомагистрали Адлер — Красная поляна и тоннель на обходе г. Сочи.

Результаты его научных исследований использованы при внедрении новых конструкций односводчатых и колонных станций на линиях метрополитена в Санкт-Петербурге, в том числе при проектировании и строительстве уникальной двухъярусной объединенной пересадочной станции «Спортивная». При непосредственном участии Фролова Ю.С. решались вопросы объемно-планировочного и конструктивного решения перегонных тоннелей при восстановлении участка линии метрополитена в зоне «Размыв».

Комплекс экспериментально-теоретических и натурных исследований, выполненных для обоснования эффективности внедрения новых конструктивно-технологических решений при проходке тоннелей Петербургского метрополитена совместно с ЗАО СМУ 11 метростроя под руководством Фролова Ю.С. и его непосредственном участии, позволили решить чрезвычайно важную проблему безосадочной проходки выработок в плотно застроенных районах города. Эта работа отмечена дипломом и почетным знаком Федерального агентства по строительству и ЖКХ «За внедрение передовых технологий при освоении подземного пространства».

Новаторские идеи строительства метрополитена на линиях мелкого заложения методом сквозной проходки, научно обоснованные и детально проработанные лично профессором Фроловым Ю.С., технический совет Объединенной дирекции заказчиков строящихся метрополитенов «Инвестстройметро» признал новым прогрессивным направлением в отрасли и рекомендовал их внедрение на объектах метростроения.

На протяжении многих лет Фролов Ю.С. руководит работами по обследованию подземных сооружений Петербургского метрополитена, по результатам обследования разрабатываются мероприятия по обеспечению эксплуатационной надежности этих сооружений. Фролов Ю.С характеризуется как высококвали-фицированный педагог, на высоком уровне ведущий все виды педагогической деятельности. За многие годы работы в ЛИИЖТе-ПГУПСе он воспитал несколько поколений грамотных инженеров-тоннельщиков, способных на современном уровне ставить и решать сложные технические вопросы. Многие его ученики успешно трудятся на ответственных руководящих должностях в проектных институтах , на строительстве и эксплуатации тоннелей и метрополитенов страны. Он руководит работой аспирантов и соискателей, 5 из них защитили кандидатские диссертации; опубликовал в печати более 120 научно-методических трудов, в том числе — 2 монографии, 4 учебника, отраслевые и энциклопедический справочники, 10 авторских свидетельств. Как авторитетный ученый и признанный специалист в области подземного строительства является членом тоннельной ассоциации России, членом Научно-технического экспертно-консультационного Совета Петербургского регионального отделения Тоннельной ассоциации России, научным консультантом журнала «Метроинвест», членом диссертационных советов по со-ответствующим специальностям в Петербургском государственном университете путей сообщения (с 1998 по 2008 гг.) и Петербургском государственном горном институте (техническом университете), участвует в работе экспертных комиссии и технических советов ОАО «Метрострой», НИИПИИ «Ленметрогипротранс» и ГУП «Петербургский метрополитен»

Долголетняя активная и плодотворная научно-педагогическая деятельность профессора Фролова Ю.С. отмечена Почетной грамотой МПС, знаками «Изобретатель СССР», знаком Министерства транспорта «ХХХ лет Байкало-Амурской магистрали», знаком МПС «По-четному железнодорожнику», знаком ОАО «РЖД» «За безупречный труд на железнодорожном транспорте», знаком «25лет работы в ЛИИЖТе». «Заслуженный строитель РФ».

Награды:
  • Почетный Ж/Д;
  • Заслуженный строитель РФ;
  • Знак 25 лет работы в университете;
  • Знак «Изобретатель СССР»;
  • Почетная грамота МПС;
  • Знак «30лет безупречной работы на ж/д транспорте»;
  • Знак «30 лет БАМ».
Публикации:
  1. Строительство тоннелей и метрополитенов 1989;
  2. Метрополитены на линиях мелкого заложения. Новая концепция строительства 1994;
  3. Механика подземных сооружений 1997;
  4. Двухъярусная объединенная пересадочная станция метрополитена глубокого заложения 1997;
  5. Изыскание и проектирование мостовых переходов и тоннельных пересечений. 1999;
  6. Метрополитены 2001;
  7. Содержание и реконструкция тоннелей. 2010;
  8. Тоннели на высокоскоростных железнодорожных линиях // «Транспорт Российской Федерации», № 1 2010;
  9. Устойчивость выработок пройденных с опережающим креплением кровли и лба забоя в протерозойских глинах // «Метро и тоннели», № 2 2008 год.