Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Структурные подразделения

Факультеты

Управления

Подразделения

Филиалы

Карточка сотрудника

Голицынский Дмитрий Михайлович
Голицынский Дмитрий Михайлович
Ученая степень:
д.т.н.
Ученое звание:
профессор
Занимаемые должности:
Профессор - Кафедра «Тоннели и метрополитены»
Общий стаж: 63 года
Стаж работы по специальности: 63 года
Данные о повышении квалификации: «Осуществление строительного контроля» 2012 г.

Доктор технических наук, профессор, академик Академии транспорта России, Заслуженный строитель РФ. Окончил факультет «Мосты и тоннели» Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (1954 г.). В ЛИИЖТе-ПГУПСе Голицынский Д.М. работает с 1964 г. руководителем группы НИСа, научным сотрудником, доцентом. В 1981-2001 гг. являлся заведующим кафедрой «Тоннели и метрополитены». В 1983г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук, а в 1985 г. ему присвоено ученое звание профессора.

Специалист в области тоннеле- и метростроения. Читает основные курсы лекций по специальным учебным дисциплинам, руководит преддипломной практикой и участвует в работе ГЭК. Им опубликовано 140 научных трудов.

Под научным руководством профессора Голицынского Д.М. защищено 5 кандидатских и 3 докторских диссертации. В настоящее время он руководит работой 3 аспирантов.

Профессор Д.М. Голицынский является одним из ведущих ученых страны в области подземного строительства и тоннелестроения. Им выполнены крупные исследования, связанные с теорией и практикой освоения подземного пространства и разработкой новых конструкторско-технологических решений при строительстве тоннелей и метрополитенов. Большое значение для практики тоннеле и метростроения имеют экспериментально-теоретические исследования напряженно-деформированного состояния конструкций подземных сооружений в зависимости от их конструктивных особенностей и методов производства работ, которые выполнялись под научным руководством проф. Д.М. Голицынского с использованием методов физического моделирования. Так, начиная с 1964 года, все станции Ленинградского — Санкт-Петербургского метрополитена были испытаны на моделях из эквивалентных материалов, что позволило повысить их эксплуатационную надежность и оптимизировать ряд конструктивных параметров.

Докторская диссертация Голицынского Д.М. заложила научные основы проектирования набрызгбетонных обделок транспортных тоннелей в слабых грунтах. Основные положения этой работы были включены в нормативные документы и справочную техническую литературу.

Первые в нашей стране исследования по применению наиболее эффективных конструкций тоннельных обделок из набрызгбетона были проведены в 1974-80 гг. на Ленинградском метрострое под руководством и при непосредственным участии Д.М. Голицынского.

Результаты диссертации были внедрены на Ленметрострое, Киевметрострое, строительстве ж.д. тоннеля в Армении, Байкальского ж.д. тоннеля на БАМе, транспортных тоннелей на Хантайской, Вилюйской и Колымской ГЭС, а также при строительстве автодорожного тоннеля в Дагестане. За успешное внедрение новых технологий в тоннелестроение Д.М. Голицынский награжден медалью ВДНХ.

Профессор Д.М. Голицынский, как крупный специалист, привлекался к работе в качестве эксперта и научного консультанта для решения наиболее сложных вопросов, связанных со строительством подземных сооружений специального назначения. Как признание больших научных заслуг проф. Д.М. Голицынского в области тоннеле и метростроения, следует считать избрание его действительным членом Академии транспорта Российской Федерации и Председателем Санкт-Петербургского отделения Тоннельной ассоциации России. Он входит от Тоннельной ассоциации России в состав рабочей группы Международной тоннельной ассоциации.

В настоящее время основным направлением научных исследований, разрабатываемым под руководством Заслуженного строителя РФ, д.т.н., профессора Д.М. Голицынского является «Обоснование возможности и целесообразности применения набрызгбетонных тоннельных обделок в слабых породах». Им обоснована целесообразность использования облегченных набрызгбетонных тоннельных обделок в условиях строительства метрополитена в Санкт-Петербурге.

Награды:
  • Почетный Ж/Д;
  • Знак 50 лет работы в университете;
  • Почетный транспортный строитель;
  • Заслуженный строитель РФ;
  • Почетный член ТАРФ;
  • Академик транспорта РФ;
  • Почетный профессор.
Публикации:
  1. Строительство подземных сооружений с использованием камуфлетных взрывов/ В.И. Смирнов, Д.М. Голицынский, Л.Л. Мельников — М.: Недра, 1981.
  2. Строительство тоннелей и метрополитенов/ Д.М. Голицынский, Ю.С. Фролов, Н.И. Кулагин и др. — М.: Транспорт, 1989.
  3. Набрызгбетон в транспортном строительстве/ Д.М. Голицынский, Я.И. Мареный. — М.: Транспорт, 1993.
  4. Комплексное освоение подземного пространства Северо-Западного региона России/ Д.М. Голицынский, Н.П. Ваучский. — М.: ТИМР, 1993.
  5. Метрополитены: Учебник для вузов/ Ю.С. Фролов, Д.М. Голицынский, А.П. Ледяев. — М.: ИПК Желдориздат, 2001.
  6. «Размыв» — история преодоления/ Д.М.Голицынский, Н.И.Кулагин, К.П.Безродный и др. М., Инжиниринг, 2005.
  7. Подземные гидротехнические сооружения / Д.М. Голицынский, Г.Я. Гевирц. С-Пб, ПГУПС, 2006.