Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Научно-исследовательские проекты

Ученые ФГБОУ ВО ПГУПС активно занимаются реализацией проектов высокоскоростного железнодорожного движения в России.

Одной из значимых научно-исследовательских работ университета является «Разработка специальных технических условий для проектирования и строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали „Москва — Казань — Екатеринбург“». В соответствии с техническим заданием параметры, характеристики и нагрузки для проектируемой ВСМ представлены в сложных сочетаниях, которые не имеют аналогов в мире.

Работа была выполнена экспертами университета в тесном сотрудничестве с отечественными и зарубежными научно-исследовательскими, проектными и производственными организациями. Всего было разработано 15 СТУ, которые утверждены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Они стали основой для проектирования ВСМ.

Ученые ВУЗа провели работу по методологическому сопровождению процесса проектирования, активно участвовали в разработке состава, функциональных схем испытаний и технических требований к оборудованию полигона, на котором проводили исследования системы организации и обеспечения безопасности движения инфраструктуры и подвижного состава. Также разрабатывались структуры системы управления и безопасности высокоскоростного движения поездов и технических решений по увязке между подсистемами ВСМ «Москва — Казань — Екатеринбург».

Направление Москва — Санкт-Петербург, соединяющее крупнейшие мегаполисы Российской Федерации, может считаться наиболее перспективным транспортным коридором для организации высокоскоростного железнодорожного движения по ряду основных критериев:

  • большая численность населения района тяготения (более 25 млн человек);
  • высокая плотность населения (93,1 чел./км2);
  • большая доля городского (мобильного) населения (более 90 %);
  • наличие устойчивого пассажиропотока на авиа- и железнодорожном транспорте (около 8 млн чел.), из которых более 81 % приходится на ж/д;
  • высокий, в сравнении со среднероссийскими, уровень хозяйственного развития территорий и денежных доходов на душу населения.

Протяженность маршрута — 660 км. Планируемая длительность поездки высокоскоростного поезда от Москвы до Санкт-Петербурга — 2,5 часа. Максимальная скорость движения высокоскоростного поезда составляет 400 км/ч.

При разработке проектной документации для строительства ВСЖМ-1 Москва — Санкт-Петербург, планируется адаптировать опыт проектирования участка Москва — Казань ВСМ 2 с учетом специфики прохождения трассы ВСЖМ-1, а также использовать зарубежный опыт.

В настоящее время ведется подготовка к выполнению работы «Разработка специальных технических условий для проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург (ВСЖМ-1)». Цель проекта — подготовить необходимые требования по безопасности для проектирования, строительства и эксплуатации ВСЖМ Москва — Санкт-Петербург со скоростями движения до 400 км/ч.

Для разработки положений и требований специальных технических решений планируется использовать правовые и нормативно-технические документы Европейского Союза по Трансъевропейской высокоскоростной железнодорожной системе, а также нормативно-правовые и нормативно-технические акты Российской Федерации, в том числе федеральные законы в области технического регулирования, пожарной безопасности, охраны природы и др. Которые позволят дать детальное обоснование необходимости разработки СТУ и недостающие нормативные требования для проектирования, строительства и эксплуатации ВСЖМ Москва — Санкт-Петербург, излагаемые в соответствии со структурой сводов правил в соответствующей сфере деятельности.