Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Осмотр делегацией ПГУПС парка КВЖД

18 апреля 2017 г. находившаяся с визитом в городе Харбине, КНР делегация ПГУПС в составе ректора А.Ю. Панычева и проектора по международному сотрудничеству и связям с общественностью И.П. Киселёва с участием начальника Управления учебных заведений и правового обеспечения Росжелдора Г.В. Меркулова познакомилась с новым большим инженерно-историческим комплексом города — Парком Китайско-восточной железной дороги (Парк КВЖД), который был создан несколько лет назад на берегу реки Сунгари. При осмотре парка делегацию сопровождала и давала пояснения заведующая отделом России и Восточной Европы Управления по иностранным делам Народного правительства города Харбина Цзи Юйцзя.

Идея парка, отражающего историю создания КВЖД в специальном музее и в натурных экспонатах, выставленные для обозрения посетителями на открытой площадке, зародилась в городе несколько лет назад и была реализована в процессе строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Харбин — Цицикар длиной 280 км. Построенный в 1901 году однопутный железнодорожный мост через реку Сунгари длиной 1016 м (по другим источникам: 1005 м или 949 м), по которому проходила линия КВЖД из Харбина в Маньчжурию, явно не подходил для решения задач высокоскоростного движения. При проектировании ВСМ ее трассу сместили параллельно существовавшей железной дороги вниз по течению реки примерно на 100 м и на ней соорудили новый четырехпутный арочный железобетонный мост, рассчитанный, в числе прочего, и на движение высокоскоростных поездов.

В 2014 г. по новому мосту открыто движение, но старый мост не демонтировали. Объявленный техническим памятником — историческим объектом КВЖД мост был в 2008 г. включен в Третью Всекитайскую перепись памятников культуры. После ремонта и незначительного переоборудования, касающегося соблюдения норм безопасности, мост был превращен в пешеходный. При этом на нем сохранено рельсовое железнодорожное полотно на деревянных мостовых брусьях с устройством вровень с рельсами резинкордового тротуарного мощения — комфортного и безопасного для пешеходов. На нескольких участках моста поверх рельсошпальной решетки уложили покрытие из специального прочного стекла, которое дает возможность видеть устройство железнодорожного пути на мосту, а также взглянуть вниз на протекающие под мостом воды реки с высоты в несколько десятков метров. На мосту сохранены караульные будки, имитация воздушной линии связи ХХ столетия и другие исторические элементы.

Движение для пешеходов после ремонта моста было открыто в октябре прошлого года и теперь в неспешной прогулке, любуясь прекрасным видом на широкую Сунгари и раскинувшийся на берегах город, можно дойти в район Солнечного острова — излюбленного места отдыха русских эмигрантов, а позднее и всех жителей Харбина.

Территория вблизи старого моста постепенно обустраивается и наполняется объектами историко-культурного парка. Воссоздано построенное в 1910-е годы в стиле модерн здание железнодорожного вокзала. Оно предназначено для размещения будущего музея КВЖД. На отрезки пути вблизи вокзала уже размещен паровоз типа 1-4-1 и другие экспонаты.

На подходе к мосту воссоздан участок пассажирской платформы с навесом, на которой, как бы в ожидании поезда, расположилась отлитая в бронзе скульптурная группа пассажиров и железнодорожник.

Создание музея КВЖД является одним из запланированных совместных проектов Народного правительства Харбина и ПГУПС. В библиотеке ПГУПС, других библиотеках и музеях Санкт-Петербурге сосредоточено много материалов о проектировании и сооружении КВЖД. Российские историки совместно с китайским коллегами планируют работать над проектом экспозиции музея.

Егор Комаров для сайта ПГУПС. Фото автора


Ещё по теме