Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Команда ПГУПС выступила на защите ПИШ

Сегодня, 7 марта, в Москве вузы — участники федерального проекта «Передовые инженерные школы» представляют итоги работы в рамках ПИШ в 2024 году. В составе нашей команды — ректор ПГУПС Олег Валинский, руководитель ПИШ ИСКРА Александр Никитин, а также представители компаний — индустриальных партнёров вузов — заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «РЖД» Валерий Танаев, генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа.

Наша команда защищалась первой! Защита прошла успешно, задав положительный заряд представителям других вузов.

Цель ПИШ

Создание нового поколения безопасных интеллектуальных экосистем полигонного управления для рельсового транспорта на основе высокотехнологичного партнерства и опережающей подготовки инженерных кадров;

Ключевые задачи

  • опережающая подготовка кадров для высокотехнологичных партнеров;
  • выполнение НИОКР по созданию перспективных средств управления движением поездов;
  • совершенствование технологий эксплуатации рельсового транспорта;
  • испытания, постановка на производство и сопровождение в рамках всего жизненного цикла;
  • трансфер технологий, тиражирование разработок;

Ключевые партнёры

  • АО «ТМХ»;
  • ОАО «РЖД»;
  • АО НИИП им. В.В. Тихомирова;
  • НИИАС ОАО «РЖД»;

Ключевой проект с указанием перспектив применения на практике

Ключевой проект ПИШ в ПГУПС — разработка комплексной интегрированной системы управления движением поездов. Создание инновационной системы управления движением поездов мультистанционной архитектуры ИСКРА («интегрированные системы комплексной распределённой архитектуры»).

ИСКРА объединяет управление несколькими системами — централизации управления «стрелками» и сигналами на станции, управления интервальным регулированием движения, автоведения поезда — в одном управляющем вычислительном комплексе.

Принцип действия этого конгломерата основан на высокоскоростных каналах передачи данных. Для нашего индустриального партнёра ОАО «РЖД» эта новая система интересна своей безопасностью и экономичностью: за счёт избыточности программно-аппаратных средств достигаются высокие показатели надёжности, что позволяет исключить человеческий фактор, а также способствует росту пропускной способности участков. В этом году начнутся испытания оборудования и технологии: испытательным полигоном станет 600-километровый участок Мга — Вологда.

В 2024/2025 учебном году по программе магистратуры в ПИШ обучаются 18 студентов. За весь период работы ПИШ по программам ДПО обучено 49 человек.

OS-Valinskiy.jpg

Олег Валинский, ректор ПГУПС

2 декабря 2024 года в день 215-летия вуза после масштабной реконструкции в историческом здании вуза были открыты новые образовательные пространства школы: две уникальные лаборатории: единственная в России электромагнитной совместимости систем управления и автоматизированных систем диспетчерского управления, конференц-зал студенческого технопарка, учебный интерактивный комплекс, коворкинг, открытая мастерская и лекционная аудитория ОАО «РЖД».

Таким образом, это технопарк, предназначенный для активизации инженерной и научной деятельности сотрудников и студентов. Частично реализован проект оснащения лаборатории «Автоматизированных систем диспетчерского управления» — головной лаборатории проекта ИСКРА, где уже оснащены лабораторные стенды виртуальной сцепки и элементы технического зрения для беспилотного вождения поездов, закуплено оборудование для интерактивного обучающего комплекса.

Эти суперсовременные образовательные пространства расположились на площади 750 кв. м. Важно, что в проектировании и оснащении лабораторий принимали участие индустриальные партнёры вуза — каждая компания оснащала пространства под выполнение своих актуальных производственных задач. В ближайшем будущем планируем реализацию не менее масштабного проекта — создание студенческого технопарка на площадке Октябрьского электровагоноремонтного завода.

С первых дней работы ПИШ ИСКРА её специалисты были заняты разработкой дорожной карты проекта повышения провозной способности участка железной дороги Мга — Вологда.

Этот 600-километровый участок станет опытным полигоном для отработки технических решений по увязыванию системы ИСКРА с информационными системами безопасности верхнего уровня, по отработке совместимости новой системы с действующей инфраструктурой станций и перегонов.

В 2024 году в ПИШ ИСКРА утверждена и запущена программа магистратуры «Информационно-управляющие системы железнодорожной автоматики и телемеханики» по направлению подготовки «Системный анализ и управление», а также две программы повышения квалификации, по которым обучение прошли более 40 слушателей.

Aleksandr-Dolgiy-NIIAS.jpg

Александр Долгий, генеральный директор АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (НИИАС)

С 1 сентября 2024 года в ПИШ ИСКРА совместно с АО «НИИАС» запущена основная профессиональная образовательная программа высшего образования — программа магистратуры «Информационно-управляющие системы железнодорожной автоматики и телемеханики» по направлению подготовки «Системный анализ и управление». 18 человек приступили к обучению.

Мы не только приняли участие в разработке программы магистратуры, сформулировали требования к выпускнику, которые наряду с профстандартом 06.022 «Системный аналитик» легли в основу ОПОП, но и читаем курс лекций по программе «Компьютерное зрение» и «Машинное обучение».

Полученные знания, обучающиеся закрепляют на практике в условиях реального производства: наш институт предоставляет места для стажировок студентов ПИШ.


Ещё по теме