Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

История кафедры

Начало научно-исследовательской работы по неразрушающему контролю ответственных металлоконструкций транспорта и промышленности в ПГУПС было положено в 1949 году. В связи с поставленной задачей по освоению сварки в мостостроении в НИИ мостов ЛИИЖТ проводится анализ перспективности методов неразрушающего контроля сварных металлоконструкций.

Для реализации ультразвукового контроля при заводском изготовлении и монтаже пролетных строений, контроля рельсов в пути и на РСП, контроля деталей подвижного состава в НИИ мостов ЛИИЖТ создаются специализированные дефектоскопы, разрабатываются технологии и методики контроля.

Широкое внедрение неразрушающего контроля для как средства обеспечения безопасности ответственных объектов железнодорожного транспорта потребовало начать подготовку персонала по неразрушающему контролю. В 1967 г. была открыта Учебная лаборатория «Транспортная дефектоскопия». В 1974 г. на Электротехническом факультете состоялся первый прием абитуриентов на специализацию «Методы и приборы неразрушающего контроля». В 1977 г. состоялось открытие первой в СССР выпускающей базовой кафедры «Методы и приборы неразрушающего контроля». Первым заведующим кафедрой и ее создателем является доктор технических наук, профессор А.К.Гурвич.

Развитие методов и средств неразрушающего контроля, широкое внедрение дефектоскопической аппаратуры на микропроцессорной базе потребовало дальнейшего обеспечения железнодорожного транспорта квалифицированными инженерами в области неразрушающего контроля. ПГУПС первым среди железнодорожных вузов с 2001 г. признан «прошедшим лицензионную экспертизу на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных специалистов «Приборостроение» (специальность 200100 «Приборы и методы контроля и диагностики»)». В 2003 г. кафедру возглавил доктор технических наук, профессор Г.Я.Дымкин.

На кафедре существует научная школа "Теоретические основы и создание эффективных систем неразрушающего контроля ответственных объектов транспорта и промышленности" основателя работ в области неразрушающего контроля на транспорте в ПГУПС «ЛИИЖТ» профессора А.К.Гурвича

За прошедшие годы в Университете выпущено и прошло переподготовку более 1000 инженеров в области неразрушающего контроля, повысило свою квалификацию по семи специализациям более 8500 дефектоскопистов-операторов и инженеров, защищено 18 кандидатских и 3 докторских диссертации по специальности 05.02.11 «Методы контроля и диагностики в машиностроении»; сертифицировано на II и III уровни квалификации в соответствии с ПР32.113-89 более 500 специалистов.

Приборы, разработанные с участием ПГУПС, являются основными средствами ультразвукового контроля сварных соединений и технических объектов инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта, применяемыми в технологических процессах производства, эксплуатации и ремонта на предприятиях ОАО «РЖД», в мостостроении и промышленности. С использованием этих приборов на сети железных дорог и предприятий транспорта ультразвуковому контролю подвергнуто около 200 млн. км рельсового пути 60 млн. сварных стыков рельсов на рельсосварочных предприятиях и в пути, 20 млн. колесных пар и деталей подвижного состава, 1млн. сварных соединений в мостах, локомотивах и вагонах; предотвращено около 2 млн. потенциально возможных изломов рельсов, узлов и деталей подвижного состава в процессе движения поездов.