Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Научная школа «Подвижной состав железных дорог»

Из истории

В XIX веке подготовка специалистов проводилась с основным уклоном по строительству, эксплуатации и проектированию железных дорог, однако большое внимание уделялось также изучению дисциплин механического профиля. Предшественниками кафедр, выпускающих в настоящее время специалистов по проектированию и эксплуатации подвижного состава, были кафедры механики.

Кафедра «Механика» была организована в институте еще в 1817 году, то есть через 8 лет после его основания. В 1837 году эта кафедра разделилась на три самостоятельных, в числе которых была создана кафедра «Прикладная механика», из последней в 1864 году выделилась кафедра «Практическая механика», которая возглавлялась профессором Л.А. Ераковым — специалистом-паровозником, основоположником дисциплины «Тяговые расчеты».

В 1890 году был составлен новый учебный план, по которому студенты изучали механику и связанные с ней прикладные дисциплины в течение всего периода учебы, то есть с 1 по 5 курсы. Кафедра «Практическая механика» разделилась на пять самостоятельных, в их числе была создана кафедра «Паровые машины», руководителем которой был профессор А.Д. Романов. С 1898 года кафедра была переименована и стала называться «Паровозы и подъемные машины», а в 1906 году из нее выделилась кафедра «Паровозы», которую возглавил профессор О.А. Чечет. С 1910 года кафедра получила название «Подвижной состав и тяга поездов». Эта кафедра и является родоначальницей кафедр современного Механического факультета ПГУПС «Локомотивы и локомотивное хозяйство» и «Вагоны и вагонное хозяйство».

В первые годы после Октябрьской революции институт оставался безфакультетным, но уже с конца 1920 года в институте были организованы факультеты сухопутных, водных, дорожных и воздушных путей сообщения. В 1930–31 гг. на основе трех факультетов были созданы самостоятельные институты.

Сухопутный факультет, из которого образовался Институт инженеров железнодорожного транспорта, продолжил готовить специалистов широкого профиля, в котором дисциплина «Подвижной состав и тяга поездов» являлась обычной естественно-научной наравне с другими дисциплинами. Практически же некоторую специализацию студенты получали только при дипломном проектировании.

К 1925 году на Сухопутном факультете была создана кафедра «Тяга и тяговое хозяйство», которую возглавил инженер В.Т. Михайлов. Кафедра объединяла дисциплины «Паровозы и тепловозы», «Тяговые расчеты», «Вагоны», «Деповское (паровозное и вагонное) хозяйство и их оборудование» и «Главные (паровозные и вагонные) ремонтные мастерские».

Были изданы учебники и учебные пособия: В.Т. Михайлов «Тяговое хозяйство»; А.О. Чечотт «Подвижной состав и тяга поездов»; А.В. Жидолович «Элементарный курс подвижного состава»; «Железнодорожная энциклопедия» под ред. О’Рурк А.Н.; С.Н. Смирнов «Курс подвижного состава» вып. 1. «Вагоны»; Е.И. Мокршицкий «История вагонного парка железных дорог СССР».

В 1929 году был создан Тяговый факультет, деканом которого был назначен профессор Д.Н. Дьяков. В состав нового факультета вошли реорганизованные и вновь созданные кафедры: «Паровозы» (зав. каф. профессор К.А. Шишкин), «Вагоны» (зав. каф. профессор В.В. Колчев), «Тяговое хозяйство» (зав. каф. доцент В.Т. Михайлов). При факультете организуется аспирантура для подготовки высококвалифицированных преподавателей. Первым аспирантом был зачислен Г.Н. Балышев по дисциплине «Вагоны», в дальнейшем были приняты П.И. Калатуров и П.В. Корнеевский по курсу «Подвижной состав» и А.М. Кристер по курсу «Ремонтные заводы».

К началу 40-х годов кафедры Вагонного факультета работали в следующем составе: кафедра «Вагоны» — зав. каф. профессор В.В. Колчев, доценты П.П. Босов и Д.И. Кондратьев, ассистент Е.М. Цейтлин; кафедра «Вагонолинейное хозяйство» — зав. каф. профессор С.М. Петухов, доценты А.И. Чуров и К.А. Дычко; кафедра «Вагоноремонтные заводы» — зав. каф. профессор Р.К. Дамм, доценты М.И. Ласбарг, К.И. Николаев, Р.К. Фреймарк, ассистент И.И. Челноков.

В этот же период были написаны учебники и учебные пособия: «Расчет рам вагонов методом сил» (Д.И. Кондратьев); «Применение легких сплавов в вагоностроении» (В.В. Колчев и Р.К. Дамм); «Вагоностроение за границей» (Р.К. Дамм); «Вагоноремонтные заводы» (Р.К. Дамм, К.И. Николаев, К.С. Лергет, М.И. Ласберг, К.И. Кондрашов и др.); «Обработка пассажирских вагонов в пунктах технического осмотра» (Р.К. Дамм, И.И. Челноков, П.В. Шевченко).

В 1954 году была проведена очередная реорганизация и слияние кафедр, в результате чего появилась кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство», которую возглавил И.И. Челноков, завершавший в тот период работу над докторской диссертацией.

Создание научной школы

Основоположником этой школы по праву считается Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, доктор технических наук, профессор Иван Иванович Челноков.

Профессор И.И. Челноков являлся крупнейшим специалистом в области динамики и прочности вагонов, им опубликовано более 250 научных трудов, на его разработки и изобретения выданы 52 авторских свидетельства и 7 патентов.

Работу научной школы продолжили его ученики и последователи доктора технических наук, профессора Соколов М.М. Бороненко Ю.П., Чурков Н.А., Третьяков А.В., Соколов А.М., Орлова А.М., кандидаты технических наук Авдовский А.А., Ададуров А.С., Александров М.Д., Даукша А.С., Дубинский В.А.,Зверев М.В., Зимакова М.В., Наркизова Е.А., Решетов В.А., Самаркина И.К., Таничева Н.А.,Трифонов Б.А., Федорова В.И., Цыганская Л.В.

Работа научной школы направлена на создание инновационного подвижного состава и разработки технологий его обслуживания и ремонта, и охватывает все стороны от аэродинамики высокоскоростного движения до диагностики в пути следования вагонов тяжеловесных поездов.

В соответствии с распоряжением Комитета по науке и высшей школе (далее- Комитет) от 19.11.2012 г. № 80 ″ Об утверждении положения о реестре ведущих научных и научно-исследовательских школ Санкт-Петербурга" и решением президиума Научно-технического совета при Правительстве Санкт-Петербурга ( протокол № 2/13 от 09.12.2013 г. ) распоряжением Комитета от 13.12.2013г. № 99 Научная школа «Подвижной состав железных дорог» ПГУПС включена в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга. Руководителем научно-педагогической школы является «Почетный работник транспорта», «Почетный железнодорожник», доктор технических наук и профессор Бороненко Юрий Павлович. Он автор 260 научных статей , свыше 100 изобретений, подготовил более 50 кандидатов и докторов наук.