Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

История

Годом основания Тягового факультета (позднее — Механического, а ныне — «Транспортные и энергетические системы»), стал 1929.

Учёными факультета в разные годы были достигнуты успехи:

  • впервые в мире организованы тягово-теплотехнические испытания паровозов, созданы первые опытные образцы магистральных тепловозов с электрической и механической передачами мощности. По инициативе и при участии в 1932 году было создано первое в мире тепловозное депо (Ашхабад). Начаты работы по созданию гидроаппаратов для тепловозов и судов, спроектирован двухтактный тепловозный дизель, не имевший в то время аналогов, участие в создании паровозов с конденсацией пара (СОК) и экипажей паровозов серии ИС, ФД; созданы и испытаны первые варианты автомашиниста для грузового поезда, создан первый отечественный электронный цифровой локомотивный скоростемер;
  • совместно с Калининским вагоностроительным заводом была разработана конструкция гидравлического гасителя колебаний, нашедшего широкое применение на подвижном составе; предложены рациональные схемы рессорного подвешивания скоростных пассажирских («Русская тройка» и ЭР-200) и грузовых вагонов, электропоездов и локомотивов; разработан целый ряд уникальных испытательных стендов; участие в отработке конструктивных элементов тележек высокоскоростного поезда «Сокол»; создано несколько десятков моделей вагонов с технико-экономическими показателями, относящимися к вагонам нового поколения; разработаны принципиально новые технологии ремонта грузовых вагонов с продлением сроков их службы; выполнены работы по обследованию и продлению срока службы эскалаторов и вагонов Петербургского метрополитена;
  • созданы новые путевые и строительные машины и приборы, испытательные стенды, смазочные материалы, подшипники и манжетные уплотнения, приводы вагонных генераторов, карданные валы, насосы и др. Создана ведущая в стране научная школа по механизированным путевым машинам и инструментам;
  • выполнен большой объем исследовательских и внедренческих работ по повышению срока службы дисковых тормозов, шлицевых соединений, деталей цилиндропоршневой группы дизелей, трущихся поверхностей автосцепки и других деталей подвижного состава, повышению износостойкости колёсных пар.