Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Система электрической централизации на базе микроЭВМ и программируемых контроллеров ЭЦ-МПК (ЭЦ-МПК-У)

Система электрической централизации на базе микроЭВМ и программируемых контроллеров (ЭЦ-МПК) разработана специалистами Центра компьютерных железнодорожных технологий Петербургского государственного университета путей сообщений. Сегодня ЭЦ-МПК занимает лидирующую позицию среди новых компьютерных систем, внедряемых на сети железных дорог. Электрическая централизация ЭЦ-МПК предназначена для управления и контроля устройствами железнодорожной автоматики на станциях с помощью средств компьютерной техники.

Система является экономически наиболее выгодной по сравнению с другими системами компьютерного управления движением поездов и обладает расширенными функциональными возможностями.

Информационный обмен между компонентами системы базируется на стандартных протоколах вычислительных систем и локальных сетей. Использование современных стандартных средств вычислительной техники для ввода и отображения информации не требует изготовления специализированных средств контроля и органов управления (табло и манипуляторов).

Реализация ряда функций в ЭЦ-МПК средствами вычислительной техники позволяет по сравнению с ЭЦ релейного типа сократить в 2 — 2,5 раза число реле, приходящихся на одну стрелку и уменьшить площади служебно-технических помещений здания поста, используемые под оборудование.

Управление объектами ЭЦ станции (стрелками, светофорами и т.д.) сохраняется с использованием реле, основываясь на классических схемных решениях.

В системе обеспечиваются централизованные контроль и управление объектами ЭЦ, контроль состояния соседних зон управления на крупных станциях (участковых, пассажирских, технических, сортировочных) с необходимой степенью детализации информации, контроль и местное управление объектами. Программными средствами выполняются такие функции, как оповещение работающих на путях, автоматизация установки маршрутов, автоматическая очистка стрелок и другие.

Структура ЭЦ-МПК

ЭЦ-МПК является открытой и наращиваемой системой, адаптируется к условиям конкретной станции при новом проектировании и при изменениях ее путевого развития, интегрируется с исполнительными устройствами существующих релейных ЭЦ. Система позволяет обеспечить централизацию удаленных парков, районов и станций в крупных узлах.

ЭЦ-МПК строится по трехуровневой структуре, где верхний уровень устройств представляют автоматизированные рабочие места дежурного по станции (АРМ ДСП) и электромеханика поста централизации (АРМ ШН). Ко второму уровню относится комплекс технических средств управления и контроля (КТС УК). Третий уровень включает исполнительные схемы релейной централизации, при этом выполнение функций, обеспечивающих безопасность движения, возлагается на минимальное число реле I класса надежности.

ets-mpk.jpg

АРМ ДСП реализован на резервированных компьютерах (комплекты «А» и «Б») промышленного исполнения стандартной конфигурации, основанной на PC-архитектуре. Программное обеспечение системы ЭЦ-МПК базируется на открытой масштабируемой платформе Linux и включает в себя базовое программное обеспечение, являющееся основой и прикладное программное обеспечение, состоящее из специализированного архива (deb-пакета) с набором необходимых, адаптированных под конкретный объект данных. Работы по установке и корректировке ПО должны проводиться компетентными специалистами разработчика системы или лицами, прошедшими обучение и квалификационные испытания у разработчика системы.

Органами управления в системе являются манипулятор «мышь» и клавиатура. Команды подают только с одного комплекта — активного, второй компьютер находится в горячем резерве и может быть использован как средство визуализации для отображения общего плана станции или нормативно-справочной информации. На рабочем столе дежурного по станции монтируют групповую пломбируемую (или со счетчиком числа нажатий) кнопку ответственных команд. На отдельном щитке устанавливают ключи-жезлы примыкающих перегонов, индикацию и стрелочный коммутатор макета стрелки, а также кнопку отключения электроснабжения поста ЭЦ (используют при возникновении нештатных ситуаций, например, при пожаре).

В качестве средства отображения информации применяются жидкокристаллические мониторы размером от 17 до 21 дюйма (в зависимости от размеров станции). На крупных станциях дополнительно устанавливаются широкоформатные средства отображения: плазменные и жидкокристаллические панели, видеопроекционные установки. В ЭЦ-МПК используется акустическая система для речевых сообщений об отказах устройств, задержках открытия сигналов и др.

Устройства ЭЦ-МПК позволяют легко обеспечить программно-аппаратный стык с системами удаленного мониторинга и диагностики (АПК-ДК, СПД-ЛП, АДК-СЦБ). Реализованы стыки системы с диспетчерскими централизациями ДЦ-МПК, Сетунь, Диалог, Неман, Нева, Луч.

Основные результаты внедрения ЭЦ-МПК

  • 1997-1998 гг. — разработка технического задания на проектирование ЭЦ-МПК;
  • 1999 г. — утверждение в ЦШ типовых технических решений ТР-02-200-МПК;
  • 1997-2000 гг. — предварительные испытания;
  • 2001 г. — ввод в постоянную эксплуатацию на ст. Пикалево-1 и Коли Окт.ж.д.;
  • 2003 г. — ввод в постоянную эксплуатацию на станциях Санкт-Петербургского ж.д. узла: Дача Долгорукова (СПБ-Ладожский), Заневский пост-2, Манушкино, Павлово-на-Неве, Новый порт, парк Ремонтно-экипировочного депо;
  • 2004 г. — ввод в постоянную эксплуатацию на станциях Поварово-2 и Отрада Мск.ж.д.;
  • 2004 г. — ввод в постоянную эксплуатацию первой крупной станции Белогорск-1 Збкл. ж.д. (136 стрелок) на которой агрегировано четыре шкафа КТС УК;
  • 2004 г. — ввод в постоянную эксплуатацию маневровой ЭЦ-МПК РЭД ст. Санкт-Петербург-Главный;
  • 2004-2006 гг. — ввод в постоянную эксплуатацию на ряде станции ОАО «КазахстанТемирЖолы»;
  • 2003-2006 гг. — разработка типовых материалов по проектированию ЭЦ-МПК;
  • 2004 −2006 гг. — ввод в постоянную эксплуатацию объединенного поста ЭЦ-МПК трех парков ст. Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский.

С 2004 г. широкое внедрение на станциях сети ОАО «РЖД» (Октябрьская, Московская, Западно-Сибирская, Свердловская, Красноярская, Забайкальская, Северная ж.д.,), на станциях промышленного транспорта (ст. Нефтяная РПК «Лукойл», ст. Заводская ОАО «Аджип», участок Кульсары — Тенгиз ОАО «ТенгизШевройл»), на станциях ОАО «КазахстанТемирЖолы (ж.д. Республики Казахстан).

Усовершенствованная ЭЦ-МПК

ЭЦ-МПК-У является дальнейшим этапом развития релейно-процессорной централизации ЭЦ-МПК. В технических решениях ЭЦ-МПК-У используется модернизированная исполнительная группа. Суть этой модернизации состоит в том, что принципиальные электрические схемы построены с использованием минимального числа малогабаритных реле типа Н, обеспечивающих блокировочные зависимости по безопасности. Это позволило получить в среднем показатель 0,6 статива на стрелку, по сравнению с 1,5 в релейном аналоге ЭЦ12-03, а число реле на стрелку приближается к показателям МПЦ с релейным интерфейсом.

Значительная роль в ЭЦ-МПК-У отведена программно-аппаратному комплексу, который контролирует поездную ситуацию и обеспечивает управление исполнительными схемами и напольным оборудованием.

Основные этапы внедрения

  • 2003-2004 г. — разработка технических решений ТР-02-200-МПК-У;
  • 2007-2008 г. — разработка проекта оборудования ЭЦ-МПК-У ст. Распадская ОАО «Томусинское погрузочно-транспортное управление»;
  • 2009 г. — пуск в постоянную эксплуатацию на ст. Распадская;
  • 2010-2011 г. — проектирование ЭЦ-МПК-У для ст. Алардинская ОАО «Кузнецкпогрузтранс»;
  • 2012 г. — проектирование ЭЦ-МПК-У для станций Томусинская и Ольжерасс ОАО «Томусинское погрузочно-транспортное управление»;
  • 2012 г. — пуск в постоянную эксплуатацию на ст. Алардинская ОАО «Кузнецкпогрузтранс», пуск в опытную эксплуатацию на ст. Джебь Красноярской ж.д.;
  • 2013 г. — проектирование ЭЦ-МПК-У для ст. Казанковская ОАО «Кузнецкпогрузтранс»;
  • 2014 г. — пуск в эксплуатацию ст. Вынгапур, Когулор Свердловской ж.д.;
  • 2015 г. — пуск в эксплуатацию ст. Иту-Яха, Игнатьевский, Сыхтымлор, Вачлор, Тлунгъягун Свердловской ж.д., ст. Звезда ОАО Ураласбест;
  • 2016 г. — пуск в эксплуатацию ст. Игль, Нюртей, Апакапур, Сармик, Свердловской ж.д.;
  • 2017 г. — пуск в эксплуатацию ст. Вынга-Яха, рзд Боково, рзд Юнуй, рзд Пякупур Свердловской ж.д.;
  • 2019 г. — пуск в эксплуатацию ст. Аша Куйбышевской ж.д.;
  • 2020 г. — пуск в эксплуатацию ст. Янг-Ягун, Юг, Губа Свердловской ж.д., ст. Агул Красноярская ж.д.;
  • 2021 г. — пуск в эксплуатацию бп 899 км, бп 1053 км, бп 1117 км, бп 1459 км Вост-Сибирская ж.д.

Стоимость программного обеспечения ЭЦ-МПК (ЭЦ-МПК-У)

Стоимость программного обеспечения ЭЦ-МПК (ЭЦ-МПК-У) определяется на основании проектной документации на оснащение ЭЦ-МПК (ЭЦ-МПК-У) объекта капитального строительства.

Для получения информации о стоимости программного обеспечения ЭЦ-МПК (ЭЦ-МПК-У) обращайтесь по телефону (812) 457-81-69, доб. 123