Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

МТСТ'16

4-я Международная научная конференция «Магнитолевитационные транспортные системы и технологии» (МТСТ’16) прошла в Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I с 25 по 27 мая 2016 года.

Количество участников – 140, 20 из них – иногородние специалисты, 9 – зарубежные специалисты из Германии, Китая, Бразилии, Украины.

Конференция МТСТ’16 посвящена решению фундаментальных научных проблем: разработке фундаментальных основ развития отечественной магнитолевитационной технологии для строительства, сертификации и коммерческой эксплуатации грузовых конвейерно-магистральных, пассажирских междугородних линий и линий общественного транспорта в мегаполисах.

В рамках Конференции МТСТ’16 рассматриваются следующие вопросы:

  • перманентная левитация;
  • разработка и испытания унифицированного сверхпроводникового модуля для систем магнитной левитации;
  • боковая стабилизация и линейная тяга грузового транспортного средства;
  • устойчивость транспортного средства в замкнутом (с техническим вакуумом) и открытом пространствах.

Рассмотрены физические принципы магнитодинамической левитации и электродинамического торможения.

Исследованы варианты исполнения путевых дискретных треков левитации на примере поперечных кольцевых обмоток Грамма и распределенных беличьих клеток.

Предложены конструктивные схемы узла левитации, обеспечивающие снижение на порядок начальной скорости транспортного средства, при которой возникает левитация, с минимальным использованием активных материалов.

Обсуждено сходство узла левитации с путевым треком в виде развернутой беличьей клетки с асинхронным двигателем с короткозамкнутым (массивным) ротором, а также сходство физических процессов и режимов работы асинхронного двигателя и узла левитации.

Предложено основные теоретические положения, разработанные для асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, и соответствующие расчетные формулы адаптировать для описания работы узла левитации (прежде всего, касательно развиваемого устройством левитации электромагнитного момента, который в рассматриваемом случае является тормозным). Поскольку путевой дискретный трек (обмотка) левитации неподвижно закреплен, то протекающие в устройстве левитации процессы аналогичны тем, которые имеют место в асинхронном двигателе с короткозамкнутым ротором, находящимся в заторможенном состоянии. В проекте известные из теории асинхронных машин расчетных соотношения адаптированы для описания эффекта левитации и электродинамического торможения магнитолевитационных транспортных средств.

Магнитолевитационный транспорт обычно позиционируется в качестве пассажирского. Однако анализ грузовых автомобильных перевозок, например, по маршруту Санкт-Петербург–Москва, показывает, что магнитолевитационный транспорт может быть востребован и на рынке междугородных грузовых, прежде всего, контейнерных перевозок. Объем грузопотоков в данном направлении характеризуется следующими показателями. Из морских портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Москву перевозится 1,8 млн. контейнеров в год. Из них более 90% – автотранспортом. Через 5 лет количество перевозимых контейнеров достигнет 4,5 млн. контейнеров в год. Экспертными оценками установлено, что существующая наземная транспортная система на базе железнодорожного и автомобильного транспорта на ближайший период с этими грузовыми потоками справляться не будет. Транспортные проблемы, кроме того, весьма ощутимы в социальном плане. Затраты на транспортировку товара существенно сказываются на его конечной стоимости. Она может на два порядка превысить оптовые закупочные цены у производителя.

Внедрение магнитолевитационной технологии на транспорте будет стимулировать создание высокоинтеллектуального научно-производственного потенциала путем развития национальной фундаментальной и прикладной науки и профессионально-образовательной высшей школы, формирования отечественных проектных организаций и создания наукоемких производств по выпуску новейших образцов транспортного оборудования мирового уровня.

Эксплуатация магнитолевитационного транспорта предусматривает развитие и широкое внедрение спутниковой навигационной технологии для обеспечения диагностики, связи, наземного и бортового автоматического управления в соответствии с Международным стандартом IRIS, который подлежит соответствующей корректировке.

Руководители, состав программного и организационного комитетов 4-й Международной научной конференции МТСТ’16

Видеоматериалы

Фотоматериалы