Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Информация Учебно-методического центра по образованию на железнодорожном транспорте

29.11.2016
Культура

В Учебно-методическом центре по образованию на железнодорожном транспорте вышло в свет уникальное издание «Великий Сибирский путь. Коллекция альбомов фотографий Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации», приуроченное к 100-летию окончания строительства Великого Сибирского пути.

Выход в свет издания стал возможен, благодаря совместным усилиям творческих коллективов Учебно-методического центра, Центрального музея железнодорожного транспорта и рецензента издания — исполняющего обязанности руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Российской Федерации В.Ю. Чепца.

Уникальность издания подтверждается рядом объективных фактов. Во-первых, повод — 100 лет окончания строительства Великого Сибирского пути. Во-вторых, содержание — это каталог коллекции альбомов фотографий Центрального музея железнодорожного транспорта и 100 редких снимков русских фотографов. В-третьих, малый тираж — 100 экземпляров.

Издание подготовлено в лучших традициях оформления альбомов конца ХIХ — начала ХХ века: кожаная зеленая папка с золотым теснением, выполненным шрифтом в историческом стиле «Модерн», каждая фотография обрамлена матовой орнаментальной рамкой, а сами иллюстрации имеют эстетический вид за счет покрытия поверхности фототипий выборочным лаком, и содержат информацию о первоисточнике.

Во вступительной статье иллюстрированного каталога коллекции альбомов фотографий ФБГУК ЦМЖТ России дано изложение истории строительства «сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений». Это повествование ведется через описание фотоальбомов, обложки которых представлены в каталоге. В коллекции музея фотографии всех участков Транссибирской магистрали: Сибирской, Кругобайкальской, Забайкальской, Уссурийской и Амурской железных дорог.

Своей весомостью и обстоятельностью фотоальбом призывает читателя к неспешному и вдумчивому перелистыванию страниц. Удивительные лица инженеров, с застывшими в инее усами и бородами, в тулупах поверх шуб, собравшихся перед фотообъективом в тайге на зимней времянке, в 35-градусный мороз. Ход работ по укладке пути. Зарубка шпал. Растаскивание рельсов. Начало накатки пролетов. Депо и главные мастерские на станции Обь. Каменная труба на реке Иланке. Консольный виадук через Черемшанский овраг. Стрелочная будка на станции Катайск. Укрепление скалы. Обвал на пикете № 355. Инженеры путей сообщения на испытании моста. Водолазы, участвовавшие в подводных работах при сооружении пристани на озере Байкал. Местное население на разгрузке товарного состава. И множество других фрагментов, увиденных фотографами и работавшими на строительстве магистрали инженерами путей сообщения, обученными на занятиях необязательного курса по теории и практике фотографии, являющейся по мнению директора Института инженеров путей сообщения М.Н. Герсеванова, «могущественным средством быстрого, точного, нелицеприятного изображения действительности» (1884).

Скорость стройки потрясала современников, особенно, если учесть тяжелейшие условия, в которых трудились рабочие. Магистраль проходила через неосвоенные места, перевалы и участки вечной мерзлоты. Инженерам приходилось решать сложнейшие задачи — возводить мосты через мощные сибирские реки, прокладывать длинные тоннели. При этом уровень технической оснащенности тогда был несравнимо ниже современного. Фактически, основными инструментами были лопаты, кирки и тачки. В ходе строительства Транссибирской магистрали сформировался тип профессионального строителя-железнодорожника.

Презентация альбома состоится 1 декабря в Москве на выставке «Транспорт России — 2016».

Пресс-служба по информации ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ»


Ещё по теме