Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Петербург инженерный — Петербургу железнодорожному

Сегодня в Музее железных дорог России состоялась презентация книги «Санкт-Петербург железнодорожный». Издание приурочено к 215-й годовщине первого транспортного вуза России — Петербургского государственного университета путей сообщения.

Это стало значительным событием в истории стальных магистралей столицы Российской империи, Ленинграда и современного нам Петербурга. В книге Санкт-Петербург рассматривается в связи с развитием железнодорожного дела в России, начало которому было положено сооружением Царскосельской железной дороги. Издание охватывает период с начала XIX в. до настоящего времени, включая узловые вехи отечественной истории — события 1917 года, Великую Отечественную войну. Целый раздел книги посвящён весомому вкладу железнодорожников в оборону Ленинграда.

«Петербург — родина железных дорог России: именно здесь случилось одно из величайших чудес промышленного переворота, и россияне приобщились к небывалой до этого скорости передвижения, — говорит председатель редколлегии, кандидат философских наук, доктор исторических наук, доцент, почётный профессор ПГУПС Игорь Киселёв. — В саму возможность двигаться с быстротой 30, 40, 50 вёрст в час не верили, а многие не понимали: зачем? Критики железных дорог всерьёз задавали вопрос: „Чего ради из Петербурга в Первопрестольную надо так мчаться? Чтобы доехать за сутки? Те немногие, кому это надо, доедут и за неделю...“ Историки говорят, что с железными дорогами пришло первое приобщение, соприкосновение и даже опьянение человечества скоростью».

И вот уже сутки в поезде до Москвы пассажирам представляются слишком долгими, и 12 часов — долго, и 8, и 4 часа... Вот-вот помчимся из Северной столицы в Москву за два часа пятнадцать минут. А потом наверняка еще быстрее — в поездах на магнитном подвесе!

Идейным вдохновителем создания книги стали ректор ПГУПС Олег Валинский и директор Музея железных дорог России Владимир Одинцов.

«Петербург железнодорожный построен усилиями представителей многих профессий, но есть среди них определяющая — инженеры путей сообщения, — говорит Олег Сергеевич. — Если в 1820-30-е годы под руководством иностранных учителей они сумели понять и усвоить азы неведомой до того науки и техники, то к 1840-м годам они развили передовой мировой опыт и самостоятельно провели изыскания, выполнили проектирование и в 1851-му построили первую отечественную двухпутную железнодорожную магистраль Санкт-Петербург — Москва, одну из лучших по техническому оснащению железных дорог мира своего времени. Сегодня наш университет по праву является наследником наработанного здесь инженерно-технического опыта, что позволяет нам оставаться одним из ведущих инженерных вузов страны».

Плеяда блестящих инженеров путей сообщения — птенцов гнезда Августина Бетанкура — вышла из Института Корпуса инженеров путей сообщения, а затем и других институтов и университетов путей сообщения, на широкий российский простор, создавая современную транспортную систему страны, строя железные дороги, включая Транссиб, Турксиб, Байкало-Амурскую магистраль, сооружая сотни тоннелей и мостов, обустраивая Петербургский, Московский и другие железнодорожные узлы, метрополитены, порты, каналы, гидроэлектростанции...

Площадкой для презентации книги музей стал не случайно. В музее представлена одна из самых масштабных коллекций железнодорожной техники в стране, среди которых редкие паровозы, тепловозы и электровозы, работавшие на стальных магистралях Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда. Посетители имеют возможность узнать историю создания железных дорог в мире и России, начиная с первых паровых машин и поезда, доставившего пассажиров из Санкт-Петербурга в Царское Село в 1837 году.

«Сложно строить новое, не зная своего прошлого, не используя богатый опыт многих поколений железнодорожников. И в сегодняшнем мире, несмотря на развитие технологий и транспорта, железная дорога продолжает играть важную роль в общественной, экономической и культурной жизни России. Она остается символом единства страны, связующим звеном между различными регионами и эпохами», — подчеркнул директор Музея железных дорог России, профессор, кандидат экономических наук, почётный работник транспорта РФ Владимир Одинцов.

Гостями торжественного события почётные профессоры университета Людмила Блажко и Евгений Дудкин, почётный преподаватель Валерий Никитченко, студенты и аспиранты старейшего транспортного вуза страны, посетители музея.

Фото: Никита Брежнев


Ещё по теме