Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Научная работа

В послевоенные годы на кафедре проводились важные для железнодорожного транспорта научные исследования по системам оперативно-технологической связи с избирательным вызовом (В.М.Волков, Р.Л.Корогодская), по применению АТС декадно-шаговой системы (С.Л.Дюфур, М.А.Боровиков), по специальным измерениям (В.Л.Тюрин, А.Ф.Монин), по защите линий связи от помех (Л.С.Иевлева, И.И.Иванов), по применению аппаратов СТ-35 на ж.-д. транспорте (И.Я.Балагин). Многие сотрудники кафедр защитили в эти годы кандидатские диссертации. Совершенствовались учебные планы. Почти все учебники по специальным дисциплинам были написаны учеными кафедр связи.

В период с 1954 по 1992 годы на кафедре велись значительные научные исследования, которые позволили не только получить практические результаты — анализаторы шумов и сигналов (А.В.Высоцкий, Д.В.Дьяков), транспортный вариант аналоговых систем передачи К-24Т, К-60Т, К-3Т (В.Л.Тюрин, В.П.Глушко) и цифровых систем передачи ИКМ-120Т (В.В.Шмытинский, В.К.Котов), но и заложить основы научных методов расчета пропускной способности сетей (С.Л.Дюфур, А.К.Лебединский), системы нумерации (В.М.Волков, Р.Л.Корогодская, В.А.Новиков), оптимизации систем технического обслуживания устройств (А.И.Брейдо, Г.П.Лабецкая, Н.К,Анисимов), методов расчета качества оперативно-технологической связи (М.Я.Каллер, Э.И.Санковский), построения сетей телеграфной связи и передачи данных (В.А.Кудряшов, И.С.Чернышкова, М.А.Ракк). Выполнялись нужные для производства научные исследования, велась большая учебно-методическая работа. На протяжении последних 40 лет проф. В.Н.Листов, а затем проф. В.М.Волков возглавляли научно-методический совет ГУУЗа МПС по специальности «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». За этот период были разработаны учебные планы и типовые учебные программы, поставлены новые курсы (Электротехнические материалы — ст.преп. Е.А.Малахов, Специальные измерения — доц. А.В.Высоцкий и Д.В.Дьяков, Теория передачи сигналов — доц. М.Я.Каллер и А.Г.Богданов и др.).

В 1986 году была пущена в эксплуатацию первая в СССР волоконно-оптическая линия связи на участке Ленинград-Волховстрой протяженностью 120 км. В ее строительстве и вводе в эксплуатацию принимали участие сотрудники кафедры В.В.Шмытинский, В.В.Виноградов, В.Н.Нуприк.

Продолжается активная научно-методическая работа. Сотрудники кафедры принимают участие в написании учебников: «Многоканальная связь» (В.Л.Тюрин, Д.В.Дьяков, В.П.Глушко), «Электропитание устройств ЖАТС» (Н.П.Ковалев, В.П.Багуц), «Диагностика и измерения в устройствах ЖАТС» (Д.В.Дьяков), «Технологическая телефонная связь на ж.-д. транспорте» (В.М.Волков), «Автоматическая телефонная связь на ж.-д. транспорте» (В.М.Волков, А.К.Лебединский, А.А.Павловский, Ю.В.Юркин), «Передача дискретной информации на ж.-д. транспорте» (В.А.Кудряшов)
В 1995 году при участии сотрудников кафедры была разработана одна из первых «Концепция создания и развития интегральной цифровой сети связи Октябрьской железной дороги на период 1995-2001 гг», материалы которой были затем использованы при создании «Концепции развития сети связи железных дорог РФ на период до 2005 года». В 2004 г. разработана инновационная концепция по организации системы эксплуатации сетей связи. Ученые кафедры работают в самых актуальных и перспективных направлениях. Так, например, они принимали участие в разработке протокола информационно-логического взаимодействия объектов сети оперативно-технологической связи с использованием технологии IP-телефонии (ОТС-IP).

В последние годы на железных дорогах России активно начинает внедряться цифровая техника. Ученые кафедры принимают участие в разработке основополагающих документов по развитию цифровых сетей связи, а также в разработке устройств телекоммуникации.

На кафедре действует семинар под руководством проф. Привалова А.А., на котором обсуждаются актуальные вопросы методов анализа телекоммуникационных систем и сетей и заслушиваются отчеты аспирантов и докторантов по более широкой тематике.

Еженедельно под руководством проф. Костроминова А.М. проводятся семинары для аспирантов, на которых рассматриваются вопросы методологии научных исследований, современные методы анализа, методы обобщения результатов, проводятся консультации.

Еженедельно под руководством доктора технических наук Канаева А.К. проводятся семинары для аспирантов, на которых рассматриваются вопросы методов и средств синхронизации в системах связи, современные методы анализа и синтеза, проводятся консультации.

Под руководством проф. Костроминова А.М. в рамках подготовки аспирантов выполняются исследования в области теории заземлений, теории плавкой вставки, в рамках выполнения НИОКР проводятся статистический и факторный анализ RFID-средств.

Под руководством доктора технических наук Канаева А.К. в рамках подготовки аспирантов выполняются исследования в области теории синхронизации телекоммуникационных сетей (ТКС), оптических и электрических кабелей связи, вопросов применения новых технологий на сетях связи ж.д. транспорта, теории автоматизации поддержки принятия решений (ППР) по управлению подсистемами телекоммуникационной сети

Под руководством проф. Привалова А.А. в рамках подготовки аспирантов выполняются исследования в области теории управления телекоммуникационными системами в чрезвычайных ситуациях и их радиоэлектронная защита

Кафедра проводит активную работу по таким актуальным направлениям, как повышение надежности систем связи (Костроминов А.М.).

В частности, проводятся научные исследования по повышению надежности плавких предохранителей (разработана теория плавкой вставки, получено 5 патентов на полезные модели, предложенный двухнитевой плавкий предохранитель принят к серийному производству на Санкт-Петербургском электротехническом заводе, ведется разработка плавких предохранителей с функцией авторезервирования и безобрывным переключением с основной плавкой вставки на резервную при перегорании основной вследствие ее старения). Активно ведутся научные исследования в направлении бесконтактного контроля плавких предохранителей. Проведены макетные испытания разработанного решения, получены 2 патента с участием аспиранта и студента.

Существенное внимание уделяется исследованию проблемы молниезащиты систем связи. В рамках данной тематики разработаны полупроводниковые молниезащитные приборы ГЗУ (защищены 2-мя авторскими свидетельствами на изобретения), исследуются вопросы нормирования параметров молниезащитных средств, разрабатываются математические модели процессов, происходящих при протекании через заземлители молниевых токов, оптимизируются геометрические характеристики стержневых заземлителей. Как приложение результатов экспериментального исследования проблемы молниезащиты совместно с военным инженерно-техническим университетом (ВИТУ) предложено использовать эффект электрического разряда в жидкости для утилизации полых железобетонных конструкций, например, опор контактной сети. Установка для утилизации защищена патентом.

В последние годы большую работу кафедра выполняет по совершенствованию систем управления, контроля, диагностики с использованием RFID-технологии для ГУП «Петербургский метрополитен» (Костроминов А.М.). Оборудована разработанными устройствами автоведения и 20.01.2012 г. запущена в опытную эксплуатацию 4-я линия метрополитена.

Коллектив отделения «Беспроводной телекоммуникации» выполнял в последние годы фундаментальные и прикладные научно-исследовательские работы. К их числу относятся:

  • «Разработка методики учета, анализа прогнозирования надежности аппаратуры железнодорожных связей с использованием компьютерной техники».
  • «Научно-техническое обоснование применения цифровых транкинговых радиосистем на железнодорожном транспорте».
  • «Технико-экономическое обоснование внедрения цифровой радиосвязи в перспективные технологии и системы управления на железнодорожном транспорте».
  • «Разработка методики и программы проведения испытаний цифровой системы радиосвязи железнодорожного транспорта России».
  • «Цифровые системы технологической железнодорожной радиосвязи».
  • «Разработка технических предложений по организации сетей технологической железнодорожной радиосвязи».

НИЛ «Железнодорожная радиосвязь»

На базе кафедры функционирует научно-исследовательская лаборатория «Железнодорожная радиосвязь».

Научно-исследовательская лаборатория «Железнодорожная радиосвязь» в последние годы участвовала в научных разработках совместно с такими организациями, как ОАО «НИИАС», Гипротранссигналсвязь, ГУП «Петербургский метрополитен» и др.
Материалы исследования кафедры последних лет регулярно публикуются в отраслевых журналах «Автоматика, связь, информатика», «Железнодорожный транспорт».

Контакты +7 (812) 436-37-71
Санкт-Петербург, Московский просп., 9, ауд. 8-337