Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Тематические разделы экспозиции

Экспозиция состоит из девяти взаимосвязанных тематических разделов, отражающих историческое развитие вуза.

Приемная министра путей сообщения Российской империи

Первый раздел экспозиции посвящен деятельности ведомства путей сообщения (1809-1918 гг.), формированию первой в России единой структуры государственного управления всеми видами транспорта и транспортной науки.

Здесь, во Дворце князя Н.Б. Юсупова (архитектор Джакомо Кваренги) находилась приемная ведомства путей сообщения, которые в разные годы возглавляли знаменитые государственные деятели России, среди которых были известные политические деятели и учёные.

С 1809 года — приемная «Управления водяными и сухопутными сообщениями», 1820 — 1832 г.г. — приемная «Главного управления путей сообщения», 1833 — 1842 г.г. — приемная «Главного управления путей сообщения и публичных зданий». В 1842 году в управлении был создан «Департамент железных дорог». С 15 июня 1865 года — приемная «Министерства путей сообщения».

Сегодня в «Приемной министра путей сообщения Российской империи» представлены портреты руководителей ведомств, департаментов и министерств, экспонаты и документы представляющие данную страницу истории.

Кабинет особого инспектора Института Корпуса инженеров путей сообщения

Второй раздел экспозиции — «Кабинет особого инспектора Института Корпуса инженеров путей сообщения» создан на базе работавшего в составе музейного комплекса кабинета Августина Бетанкура.

В связи с тем, что один из основных принципов построения экспозиции — это интерактивность, то существовавший кабинет А.А. Бетанкура был дополнен всевозможными репликациями и моделями изобретений, приборов и предметов того времени. Посетители смогут «заглянуть через плечо» выдающемуся ученому и на миг погрузиться в обстановку эпохи становления и развития инженерной науки.

Экспонаты раздела рассказывают о деятельности Августина Бетанкура как учёного, педагога и инженера-энциклопедиста: инженера путей сообщения, горного инженера, военного инженера, инженера-гидравлика, инженера-строителя, инженера-механика, инженера-технолога — уникальном явлении в истории науки и техники.

В данном разделе музея имеется экспозиция, посвященная Отечественной войне 1812 года в которой принимали участие выпускники Института, блестяще проявившие себя в составе инженерных частей русской армии.

Особое внимание в экспозиции уделено деятельности Августина Бетанкура как организатора научной и педагогической работы Института, применившего опыт Парижской политехнической школы и Мадридской школы мостов и каналов в России, что повлияло на создание многих научных школ в нашей стране.

Основание и развитие Института, ИКИПС

В третьем разделе «Основание и развитие Института в XIX веке» многие исторические материалы (документы, фотографии, знаки, медали и др.) посвящены становлению ИКИПС и развитию Института в XIX веке, когда зарождалась и развивалась отечественная инженерная наука.

Показана деятельность многих выдающихся питомцев Института: А.Д. Готмана, П.П. Мельникова, Н.О. Крафта, Д.И. Журавского, С.В. Кербедза, Н.И. Липина и многих других. Показано становление и развитие отечественных инженерных дисциплин и научных школ. В этом зале экспозиция развернута с учетом архитектурных особенностей Дворца Юсуповых на Фонтанке.

Использование приемов «скрытой экспозиции» позволяет посетителю самому выбирать те детали и дополнения к основной информации, поданной на стендах и витринах, которые ему хотелось бы узнать.

Поиски и эксперименты: преобразование Института инженеров путей сообщения в Институт инженеров железнодорожного транспорта.

Раздел включает материалы, охватывающие период с 1900 г. по 1941 год. Празднование 100-летия Института (1910 г.). Институт во время Первой мировой войны и революции. Востребованность Института в сложные периоды истории страны. Реформа образования, открытие рабфака, первых факультетов. Развитие новых видов транспорта. Открытие кружка по изучению воздухоплавания. Открытие первых факультетов (1920): сухопутных сообщений, водных сообщений, инженерных сооружений, воздушных сообщений. Решение о разделении ЛИИПС.

Учебно-методическая и научная работа в Институте. Развитие материально-технической базы. Быт студентов той поры.

Материалы о ведении нового учебного курса «Фотография» в конце XIX века дополнены инсталляцией «Фотолаборатория». Повествование об историческом периоде развития Института ведется через ретроспективу судеб питомцев вуза, выраженных средствами экспозиции.

Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, ЛИИЖТ

Четвертый раздел. В начале 1930-х Ленинградский институт инженеров путей сообщения был переименован в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), а на базе его факультетов в 1929 —1931 г.г. были созданы четыре самостоятельных транспортных вуза: «Ленинградский институт инженеров водного транспорта», «Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота» (в 1930), «Ленинградский автодорожный институт» (в 1931), Военно-транспортная академия РККА (в Москве, на базе Военно-транспортного факультета при ЛИИПС было начато сформирование ВТА РККА, на основании приказа РВС Союза ССР № 055, от 9 июня 1932 года.).

В разделе представлены фотографии и экспонаты которые раскрывают формы развития научных школ и отраслевых лабораторий в ЛИИЖТе, создания новой техники и технологий, решения проблем управления в вузе, усиления роли кафедр и рост научно-педагогического мастерства преподавателей. Комплексное развитие материально-технической базы института и учебной базы п. Толмачёво.

Показана роль студенческих строительных и сельскохозяйственных отрядов в формировании трудовых и организаторских навыков. Представлены книги, фотографии и значки ЛИИЖТ БАМу, на стройках и объектах Отечества, переходящие флаги, вымпелы и кубки победителей соревнования. Создание первого постоянно действующего отряда проводников студентов поезда «Смена». Организация работы общественных организаций института.

Научное творчество студентов ЛИИЖТа, организация физического воспитания и спортивного мастерства студентов. Художественная самодеятельность ЛИИЖТа. Досуг студента: нравственно-эстетические проблемы использования свободного времени.

Институт в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны

В пятом разделе «Институт в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны», помимо исторических материалов этого периода включены две инсталляции: «Комната студента» (предвоенный год) и «Блиндаж на Невском пятачке».

ЛИИЖТ в годы Великой Отечественной войны и обороне Ленинграда. Учебная и научно-исследовательская деятельность института в годы войны. Эвакуация. Возвращение в Ленинград. Восстановление института.

Информация о деятельности студентов и сотрудников Института дополнительно подается с помощью современных аудиовизуальных средств.

Восстановление Института, ПГУПС. Путь к политехническому Университету

В шестом разделе «Восстановление Института, ПГУПС. Путь к политехническому Университету» представлены материалы о достижениях студентов, профессоров, выпускников вуза. Становление новых специализаций, расширение их номенклатуры. Развитие научных школ Университета и его материально-технической базы. Современный учебный процесс: новые классы и лаборатории, компьютерные технологии, учебно-воспитательная работа.

Представлены фрагменты фалеристической выставки «История железнодорожного строительства» и подарки к юбилеям вуза. Форменная одежда студентов и сотрудников Института (1980-е годы), образцы стройотрядовской формы. Интерактивная составляющая представлена экспонатом «Стационарный подземный комплекс метрополитена» и различными элементарными механизмами, преобразующими движение.

Студенческая жизнь

Седьмой раздел представлен инновационными разработками и научно-исследовательской работой студентов, фотографиями и стендами прохождения практики на предприятиях. Отражены вопросы организации комплексного планирования и прогнозирования учебно-воспитательной работы в вузе, Совета обучающихся ПГУПС. Достижения университета, грамоты, ценные подарки и призы.

Российские Студенческие Отряды и работа Штаба Студенческих Отрядов ПГУПС. Участие студентов круглогодичного отряда студентов — проводников Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I фирменного двухэтажного поезда № 25/26 «Смена — А. Бетанкур» сообщением Санкт-Петербург — Москва. Участие студентов в работе Культурно-досугового центра ПГУПС, спорт, быт, досуг, организация внеучебной деятельности в общежитиях университета.

В разделе уделено внимание историко-патриотическому воспитанию молодежи, реализации концепции воспитания студентов. Проведению мероприятий по патриотическому, гражданскому и нравственному воспитанию обучающихся, работе Студенческого патриотический клуба.

Международная деятельность

Восьмой раздел. Подготовка специалистов для зарубежных стран и международные связи Университета. Инновационное развитие международной деятельности, международного высшего образования и науки. На фотографиях и стендах зала отражены международные конференции, семинары и форумы, обмен научными идеями, а также преподавателями, аспирантами и студентами. В зале представлены интерактивная карта международного сотрудничества, ценные подарки иностранных делегаций вузов и гостей Университета.

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I сегодня

Девятый раздел экспозиции «Университет сегодня» посвящен современному состоянию вуза, начиная с 2009 юбилейного года.

В разделе представлены макеты, стенды и материалы о высокоскоростном железнодорожном транспорте и перспективах его развития в стране и мире. Участие Университета в разработке развития высокоскоростных железнодорожных технологий и подготовки специалистов в области высокоскоростного железнодорожного транспорта. Материалы по проектированию соответствующей транспортно-логистической инфраструктуры и перспективах дальнейшего развития отрасли грузоперевозок в России железнодорожным транспортом.

В залах музея представлены действующие модели туннеля на ВСМ и купе вагона Сапсан, модели ВСМ поездов, макеты строительства пути, картины, документы и сувениры по данной тематике.

За активное участие в строительстве Крымского моста Президент Российской Федерации В.В. Путин наградил коллектив Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I памятной медалью «За строительство Крымского моста». Данная медаль, а также многие другие награды Университета также представлены в залах музея.

В ведении Музея находится портретная галерея видных ученых и выпускников вуза, которые размещены в 1, 4, 6 и 7-ом корпусах (всего 121 портрет). Начинается галерея с Ректорского зала во Дворце Юсуповых на Фонтанке.

Среди экспонатов музея:

  • труды А.А. Бетанкура и книги о нем;
  • подлинные предметы, относящиеся к истории вуза;
  • образцы студенческой формы ХIХ-ХХ веков;
  • академические значки;
  • памятные медали в честь знаменитых питомцев и их построек;
  • коллекция значков и медалей «От чугунки до БАМа»;
  • издания первых учебников и монографий;
  • подарки институту;
  • альбомы выпускников разных лет (с 1896 г.);
  • образцы дипломов ХIХ-ХХ веков;
  • студенческие зачетные книжки (с 10-х годов ХХ в.);
  • учебные программы;
  • биографические издания об ученых и профессорах института;
  • материалы и приветственные адреса, посвященные юбилейным датам института и университета;
  • образцы издательской деятельности института по истории транспорта; материалы, посвященные 60-летию Победы; модель электрифицированной железной дороги;
  • электрифицированная модель универсального железнодорожного ремонтного крана.