Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

История кафедры

История кафедры
«Управление эксплуатационной работой»

Старейшей, классической высшей транспортной школой инженеров-эксплуатационников в России является кафедра «Управление эксплуатационной работой».

История кафедры, как и любая история, это люди, события, свершения.

В своей эволюции кафедра «Управление эксплуатационной работой» прошла славный путь, сформировав не только уникальные условия для подготовки высококлассных специалистов по эксплуатации железных дорог, но и стала основоположником многих научных методов, которые легли в основу классических инструментов управления процессами перевозок.

Самостоятельного курса эксплуатации железных дорог в Институте инженеров путей сообщения не читалось. Этот курс постепенно выделился из строительных дисциплин. Так, в 1882 г. кафедра «Сухопутные сообщения» была преобразована в две: «Построение и эксплуатация железных дорог» и «Мосты». Первый научный труд по специальности «Эксплуатация железных дорог» был опубликован инженером А. Шишковым в 1877 г.

Заведующим новой кафедрой «Построение и эксплуатация железных дорог» стал Гордеенко Яков Николаевич (1851-1922). Профессор Я.Н. Гордеенко заложил основы теории и практики сигнализации, централизации и блокировки на железных дорогах России. В 1882 году впервые ввел раздел «Железнодорожная сигнализация» в курс «Железные дороги». Под его руководством выполнялись первые дипломные проекты по СЦБ. Книга Я.Н. Гордеенко «Курс железных дорог», начиная с 1885 г., выдержала четыре издания.

В 1924 г. на факультете сухопутных сообщений было выделено эксплуатационное отделение и создана кафедра «Эксплуатация железных дорог», которую возглавил профессор Александр Николаевич Фролов (1863-1939). В 1921 г. А.Н. Фролов совместно с В.Н. Образцовым выступил с предложениями о наиболее рациональном размещении сортировочных станций на сети железных дорог. Им опубликованы рабо-ты по теории графика, себестоимости железнодорожных перевозок, целесообразности обращения длинносоставных поездов, технико-эксплуатационным измерителям работы и др. вопросам эксплуатации железных дорог.

А.Н. Фролову удалось создать на кафедре творческий, способный коллектив. Здесь работали опытные специалисты, ставшие впоследствии крупнейшими учеными: А.Н. Орурк, Е.В. Михальцев, П.Я. Гордеенко.

В начале Великой Отечественной войны А.Н. Орурк выполнял в осажденном Ленинграде научные исследования по заданию Управления военных сообщений Ленфронта.

В 1932 г. заведующим кафедрой назначен Петр Яковлевич Гордеенко (1886-1977). При нем на кафедре была создана лучшая по тому времени лаборатория «Организация движения». Профессор П.Я. Гордеенко руководил кафедрой в течение 38 лет, до 1970 года.

С 1934 года на кафедре работал профессор Васильев Иван Иванович (1884-1949), автор научного труда «Оборот вагона», в котором предложена трехчленная формула оборота вагона, применяемая и в настоящее время.

П.Я. Гордеенко и И.И. Васильев являются авторами известного двухтомного учебника для вузов «Организация движения на железнодорожном транспорте», первый том которого вышел в 1948 г., второй — после смерти И.И. Васильева, в 1953 г.

С середины 1960-х годов основные научные исследования кафедры стали проводиться в научно-исследовательской лаборатории «Научная организация управления производством» (НОУП). Она была создана при кафедре совместно с руководством Октябрьской железной дороги и ЛИИЖТа в 1966 году.

Заведующей лабораторией стала А.М. Степанова (1966-1970), перешедшая на работу в Институт с должности начальника технического сектора пассажирской службы Октябрьской железной дороги. Её сменила В.А. Малышева (1971-1976). Затем лабораторию дважды возглавлял старший научный сотрудник, кандидат технических наук В.М. Попков (1977-1979 и 1984-1999) и старший научный сотрудник, кандидат технических наук Г.М. Грошев (1980-1983).

В 1970 г. кафедру возглавил Аркадий Константинович Угрюмов (1909-1995), который перешел в 1951 г. в ЛИИЖТ с должности начальника Управления движения Северо- Западного округа путей сообщения.

Научные труды профессора А.К. Угрюмова посвящены теории графика движения поездов, технологии работы станций, пассажирским перевозкам. Он является создателем теории неравномерности движения поездов, защитив на ее основе в 1964 г. докторскую диссертацию. Приобрел популярность выдержавший несколько изданий учебник «Организация движения на железнодорожном транспорте», авторы которого — А.К. Угрюмов и И.И. Зубков. Зубков Иван Иванович — опытный специалист и ученый в области организации эксплуатационной работы на железнодорожном транспорте.

Кафедра «Эксплуатация железных дорог» была переименована в кафедру «Управление эксплуатационной работой» в конце 1980-х годов.

С 1985 г. по 2000 г., более 15 лет, научную школу «Управление эксплуатационной работой» возглавлял профессор Владимир Александрович Кудрявцев (1935-2016). Научные интересы В.А. Кудрявцева касались обоснования и внедрения новых технологий на железнодорожном транспорте, прогнозирования вагонопотоков, новых методов управления эксплуатационной работой, совершенствования пассажирских и пригородных перевозок, оптимизации элементов перевозочного процесса, диспетчерского управления и др. В этот период на кафедре «Управление эксплуатационной работой» работали профессора В.И. Ковалев и А.Т. Осьминин.

Ковалёв Валерий Иванович (1949-2014), 27-й ректор ПГУПС с 1999 по 2013 гг., закончил Ленинградский техникум железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского и в 1969 г. начал работу помощником составителя поездов на ст. Цветочная Октябрьской железной дороги. Без отрыва от производства Ковалев В.И. прошел обучение в ЛИИЖТе. Работал на руководящих должностях, в том числе начальником Приволжской железной дороги. В январе 1997 года В.И. Ковалёв был назначен заместителем министра путей сообщения, в апреле того же года — первым заместителем министра.

В должности первого заместителя министра путей сообщения В.И. Ковалёв проработал до марта 1999 года и, возвратившись в Санкт-Петербург, был избран ректором своего родного вуза.

Разработанные профессором В.И. Ковалёвым научные предложения вошли в отраслевые методики повышения эффективности работы транспорта, предложенные принципы управления эксплуатационной работой использованы и внедрены на железных дорогах России.

В 2000 г. кафедру возглавил Александр Трофимович Осьминин, выпускник Куйбышевского института инженеров железнодорожного транспорта (КИИТ), успешно защитивший докторскую диссертацию в Петербургском государственном университете путей сообщения. К сожалению, к 2000 г. созданная при кафедре научно-исследовательская лаборатория «Научная организация управления производством» перестала существовать.

Под руководством профессора А.Т. Осьминина на кафедре разработаны и внедрены в промышленную эксплуатацию автоматизированные системы: расчета плана формирования поездов (АС РПФП); управления изотермическим подвижным составом «Рефсервис» (АСУ ИПС); расчета плана формирования вагонов с контейнерами в международном сообщении. На кафедре были защищены докторская диссертация на тему «Организация вагонопотоков в условиях новых форм хозяйствования на железнодорожном транспорте» В.И. Ковалёвым и пять кандидатских диссертаций. В 2007 г. Грошев Г.М. защитил докторскую диссертацию «Оптимизация диспетчерского управления на железнодорожных полигонах на основе автоматизации в условиях структурной реформы».

Визитной карточкой кафедры и ее школы стал учебный центр управления перевозками. В октябре 1959 года министр путей сообщения СССР, Герой Социалистического Труда, Борис Павлович Бещев посетил кафедру «Эксплуатация железных дорог» Ленинградского института инженеров железнодорожного транс¬порта, на которой под руководством профессора П.Я. Гордеенко он в 1935 году защищал дипломный проект. После ознакомления с учебно-лабораторной базой кафедры им было принято решение об улучшении подготовки инженеров по специальности «Эксплуатация железных дорог» в ЛИИЖТе и о создании современной лаборатории «Организация движения».

Под руководством профессора П.В. Бартенева, заведующего кафедрой «Железнодорожные станции и узлы» ЛИИЖТа, была разработана схема участка железной дороги с десятью станциями. В 1963 году макет железнодорожного участка протяженностью 75 метров был принят в опытную эксплуатацию. В 1972 г. и 1999 г. лаборатория была модернизирована.

На базе лаборатории был создан учебный центр управления перевозками (УЦУП). Концепция создания центра была основана на идее совмещения отработанных методов обучения с использованием новых технологий. Новая концепция организации УЦУП была подготовлена совместно кафедрами «Управление эксплуатационной работой» и «Автоматика и телемеханика на железных дорогах» при непосредственном сотрудничестве и практическом воплощении Центром компьютерных железнодорожных технологий ПГУПС под руководством доктора технических наук Д.В. Гавзова.

Целью недавней реконструкции, проведенной в 2007-2009 гг., являлось повышение эффективности обучения студентов, приблизив их работу к тем условиям, в которых работает оперативно-диспетчерский персонал железных дорог.

В 2006 году на Октябрьской железной дороге была воссоздана базовая кафедра «Управление движением».

В 2007-2021 гг. кафедрой руководил Алексей Геннадьевич Котенко, ученик профессора В.А. Кудрявцева. По инициативе профессора А.Г. Котенко учебный центр в 2018 году получил имя Б.П. Бещева.

В 2020 году создан научно-образовательный центр искусственного интеллекта «Управление перевозочным процессом на полигоне».

С 2021 г. кафедрой руководит профессор Оксана Дмитриевна Покровская, успешно защитившая в 2018 году докторскую диссертацию в Петербургском государственном университете путей сообщения.

Своей многолетней научной и педагогической деятельностью кафедра приумножает славу Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.

Работа научно-педагогической школы «Управление эксплуатационной работой», основанная на богатейшем опыте инженерного образования и выдающихся достижений транспортной мысли, достойно занимает ведущее место среди выпускающих кафедр университета и обеспечивает традиционное качество высшего железнодорожного образования.

Тесные взаимосвязи кафедры с ОАО «РЖД» позволяют успешно внедрять в практику железнодорожного бизнеса новые научные идеи и разработки с получением синергетического эффекта, а также готовить специалистов, обладающих знаниями, умениями и навыками в условиях экономики 4.0.

Коллектив кафедры «Управление эксплуатационной работой» гордится традициями, создает инновации.

Исторические названия кафедры

  • 1882 — Построение и эксплуатация железных дорог
  • 1896 — Эксплуатация железных дорог
  • 1980-е — по настоящее время — Управление эксплуатационной работой

Профессорско-преподавательский состав кафедры в 2019 году