К 215-летию: интересные факты о ПГУПС. Ещё 20 новых фактов в одной статье!
Мост Бетанкура
Все знают Мост Бетанкура, который стал одной из новых визитных карточек Петербурга. Инициатива увековечить имя инженера на карте города принадлежит нашему институту.
Во время строительства моста руководство ПГУПС обратилось к Георгию Полтавченко, который тогда занимал пост губернатора города, с предложением назвать новый мост, сооружаемый через реку Малая Нева, между островами Декабристов и Петровским, — именем Августина Бетанкура.
Это предложение поддержал Комитет по градостроительству и архитектуре города и АО «Институт «Стройпроект» — генеральный проектировщик нового моста.
Под личным патронатом монарших особ
Император Александр I, учредив наш институт, был настоящим его попечителем. Его преемник, император Николай I, во время поездки в Англию познакомился с железными дорогами и сам проработал несколько дней на паровозе кочегаром. К железной дороге и её кадрам он питал уважение, и также решал конкретные вопросы жизни ИКИПС, регулярно знакомился с выпускными работами учащихся.
Александр II дважды побывал в Институте и остался весьма доволен. Выдвиженец Александра III Сергей Юльевич Витте видел в железнодорожном транспорте главный мотор российской индустриализации, поэтому он увеличил финансирование и контингент учащихся вуза.
Николай II лично решал многие вопросы жизни Института. Однажды он повелел допустить до экзамена студента, пропустившего много занятий по болезни.
Большевики по настоянию Ленина и Дзержинского в полной мере использовали труд и знания инженеров путей сообщения для того, чтобы развернуть социалистическую индустриализацию.
По гамбургскому счёту
В Университете не было принято смотреть на национальность и религиозную принадлежность сотрудников и студентов.
Все судили друг о друге «по гамбургскому счёту», т.е. по делам. Поляки, немцы, кавказцы, евреи, выходцы из Средней Азии бок о бок друг с другом изучали основы транспортной науки. В ИКИПС одно время содержали священнослужителей православного, католического и протестантского вероисповеданий.
В начале XX века руководство Института проигнорировало требования правительства сократить процент поляков, немцев и евреев среди студентов.
Бегун построил Лужники
Студент Ленинградского политехникума путей сообщения Василий Поликарпов установил за годы учёбы (1924–1929) 15 всесоюзных рекордов в беге на спринтерские дистанции и в многоборье.
Крупным достижением выпускника ЛИИЖТ, архитектора и строителя Василий Петрович Поликарпова стало участие в разработке и осуществлении проекта главного спортивного комплекса страны — Московского стадиона им. В.И. Ленина в Лужниках.
Четверо главных разработчиков проекта, в том числе и Поликарпов, были удостоены звания лауреатов Ленинской премии.
Музей в учебных целях
В 1813 году в Институте для учебных целей создали музей. В 1902 году для музея построили специальное здание, и он получил название «Музей ведомства путей сообщения Императора Николая I».
Сегодня Центральный музей железнодорожного транспорта РФ — один из старейших и крупнейших железнодорожных музеев мира и самых популярных музеев Петербурга.
Сегодня ЦМЖТ РФ — это 65 тыс. единиц хранения, 11 залов, более 300 моделей локомотивов и вагонов, более 100 моделей мостов XIX–XX веков; 250 подлинных предметов в коллекции устройств сигнализации, централизации и блокировки, а также более 50 натурных локомотивов и вагонов.
Дали начало «макаровке»
В 1930 году на базе на базе водного факультета ЛИИПС был создан Ленинградский институт инженеров водного транспорта. Одним из организаторов нового вуза стал Валериан Евгеньевич Ляхницкий, окончивший ПИИПС в 1910 году.
Были организованы три факультета: гидротехнический, механический и эксплуатационный.
Проработавший до 2012 года как Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций реорганизован в Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.
На защите города
В первые месяцы Великой Отечественной войны учёные ЛИИЖТ объединились в специальную комиссию, которую возглавил доктор технических наук Дмитрий Дмитриевич Бизюкин, выпускник ПИИПС 1913 года, — комиссия предложила свои знания для борьбы с фашистами.
Учёные Института приняли решающее участие в определении возможности прокладки и эксплуатации легендарной Дороги жизни. Они детально проанализировали сведения за многие годы о ледовой обстановке в южной части Ладожского озера и сделали вывод: дорогу можно построить.
Per aspera ad astra
В 1930-е годы первопроходцы, отчаянные открыватели нового и неизведанного рвались на Северный и Южный полюса Земли и в стратосферу.
Целеустремлённым и последовательным исследователем стратосферы был выпускник факультета воздушных сообщений ЛИИПС 1927 года Андрей Богданович Васенко. 30 января 1934 года состоялся первый полёт стратостата «Осоавиахим-1» с экипажем в составе командира Павла Федосеенко, бортинженера Андрея Васенко и научного сотрудника Ильи Усыскина.
Был установлен мировой рекорд: аппарат поднялся на высоту 22 000 м, но при спуске стратостата произошла катастрофа, исследователи погибли.
Сильны во всех сферах
Институт гордится теми, кто преуспел на ниве отечественной культуры, в других областях деятельности, не связанных непосредственно с транспортом или инженерным искусством.
Среди выпускников Института —
- известный поэт первой половины XIX века Николай Языков, вошедший в число поэтов «пушкинской плеяды»;
- знаменитый магистр игры «Что? Где? Когда?» Александр Друзь;
- композитор и певец Виктор Салтыков, автор популярной песни «Беля ночь опустилась, как облако»;
- руководитель ФСБ России с 2008 года Александр Бортников;
- историк искусства, генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.
Основатель Харбина — наш человек
Не все знают, что основателем города Харбин, ныне находящегося на территории Китайской Народной Республики, был выпускник ПИИПС 1882 года Николай Сергеевич Свиягин.
Под руководством Свиягина строился участок от станции Никольской (ныне Уссурийска) до станции Пограничной и далее на Муданьдзян. Россия получила выход к Тихому океану по кратчайшему маршруту.
Гидроэнергетика — тоже наш профиль
Борис Евгеньевич Веденеев (1884–1946) после окончания ПИИПС в1909 году участвовал в проектировании и строительстве морских портовых сооружений в районе Мурманска, в разработке плана электрификации страны, заведовал в Институте кафедрой гидроэнергетических установок.
Его имя носит Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники (ВНИИГ) в Санкт-Петербурге. В этом институте проводились исследования, связанные с проектированием и строительством комплекса защитных сооружений города от наводнений. В 1983–1984 годах в павильоне площадью более 6 тыс. кв. м на ул. Фаворского была построена гигантская гидравлическая модель дельты Невы и Невской губы в масштабе 1:500.
От заклёпок — к электросварке
В 1894 году Евгений Оскарович Патон получил диплом инженера путей сообщения в ИИПС. Молодому инженеру было интересно строить мосты, особенно металлические.
Он сформулировал принципы расчётов клёпаных мостов, и сам стал руководителем и автором проектов около 50 клёпаных мостов.
Неудивительно, что именно Патон одним из первых оценил громадные перспективы, которые открывает перед мостостроением и другими областями инженерной деятельности изобретённая русским инженером Николаем Славяновым в конце 1880-х годов электросварка, или, как её называли, электрическая отливка металлов.
Главный архитектор Российской империи
К 1816 году первый ректор Института Корпуса инженеров путей сообщения Августин Бетанкур не только наладил учебный процесс в «невиданном ранее и общеполезном учреждении».
Генерал-лейтенант Свиты Его Императорского Величества Бетанкур быстро стал главным консультантом царя, главным инженером и главным архитектором страны.
Под его руководством (1816-1824) в Санкт-Петербурге формировались Исаакиевская, Сенатская, Дворцовая площади, а также площади перед Аничковым дворцом, Обуховским, Измайловским и Чернышовым мостами.
На «личном счету» Бетанкура — ярмарочный комплекс в Нижнем Новгороде (60 зданий и церковь), Манеж с уникальным перекрытием рядом с Кремлевской стеной в Москве, Монетный двор в Варшаве, Казанский пушечно-литейный завод и многие другие творения.
Студенты-проводники
5 ноября 1984 года начал трудовую историю первый в стране круглогодичный отряд студентов-проводников «Смена», обслуживающий скорый поезд № 25/26 Ленинград — Москва. Отряд появился во многом благодаря энтузиазму и поддержке ректора ЛИИЖТ Евгения Яковлевича Красковского. Сотни студентов вуза прошли эту школу, познакомились со спецификой работы железнодорожного транспорта в режиме непрерывной производственной практики.
А в феврале-марте 2014 года более 100 студентов составили производственный отряд помощников машинистов «Петербургская Ласточка 2014», работавший во время Зимней Олимпиады в Сочи.
Инженеры на службе Отчеству
После Октября 1917 года и в ходе Гражданской войны многие жители России покинули страну.
При этом абсолютное большинство инженеров поверили в новых руководителей государства и новые перспективы. Работники железнодорожного транспорта главным образом остались на своих местах, в том числе в Народном комиссариате путей сообщения.
Профессора Института Н.А. Белелюбский, Н.М. Беляев, С.Д. Карейша, Е.В. Михальцев, В.Н. Образцов, Е.О. Патон продолжили работу на транспорте. Профессора Г.О. Графтио и Г.Д. Дубелир приняли участие в разработке и осуществлении плана ГОЭЛРО, построив Волховскую, Днепровскую, Волжскую и другие гидроэлектростанции страны.
Заложили фундамент
Профессора и выпускники первого транспортного вуза России участвовали в создании многих других вузов.
После ликвидации Военно-строительной школы в 1832 году было создано Училище гражданских инженеров при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий. Так началась история Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
В 1896 году было основано Императорское московское инженерное училище путей сообщения. Его организатором и одним из разработчиков Положения об учебном заведении, а также его первым директором стал выпускник ИИПС (ныне ПГУПС) Филипп Емельянович Максименко.
Более 30 выпускников Петербургского института стали крупными учеными и руководителями Московского института инженеров транспорта (МИИТ).
У истоков локомотивостроения
Первые пригодные для эксплуатации магистральные тепловозы были разработаны в СССР в 1924 года усилиями Юрия Владимировича Ломоносова и Якова Модестовича Гаккеля.
Юрий Ломоносов окончил ПИИПС в числе лучших в 1898 году и проявил себя разносторонним инженером и учёным в области строительства и железнодорожного транспорта.
Яков Модестович Гаккель — разносторонний инженер и конструктор, в 1897 году окончил Петербургский электротехнический институт.
В 1922 году Владимир Ленин поддержал идею создания тепловозов для железных дорог и дал поручение ее реализовать.
Даёшь электрификацию!
Первая электрифицированная дорога появилась в СССР в 1926 году.
Рывок в деле перевода железных дорог СССР на прогрессивные виды тяги — тепловозную и электрическую — подготовил и осуществил министр путей сообщения СССР Борис Павлович Бещев (1903–1981), выпускник ЛИИЖТ.
На службе Отечеству
В годы ректорства Августина Бетанкура (1809-1824) состоялось 12 выпусков: было подготовлено 147 инженеров путей сообщения в чине поручика. Еще 76 закончили обучение с чином прапорщика или подпоручика.
До 1900 года институт выпустил 11 830 инженеров, в 1900-1917 годах — 18 356. Таким образом, за 215 лет первый транспортный вуз подготовил более 125 000 инженеров. Они запустили транспортную систему нашей страны, объединяющую все её части в единое целое.
На службе у высоких скоростей
Стремление к все большей скорости движения — изначальная потребность человечества и во многом мерило технического, научного, социально-экономического прогресса.
В начале ХХ столетия в работах учёных вуза все больше проглядывали черты современного подхода к организации высокоскоростного железнодорожного движения.
В 1912 году профессор Николай Рынин организовал на Николаевской дороге изучение аэродинамических свойств подвижного состава, чтобы улучшить его скоростные характеристики.
В 1930-е годы в ЛИИЖТе проводились научные и инженерные работы по оптимизации формы скоростного подвижного состава.
Сегодня инженерные работники, связанные с обеспечением движения поездов «Сапсан», — большей частью выпускники ПГУПС.
Ещё по теме
06.02.2025
04.02.2025