Асфальтобетон — в основу пути
В ПГУПС в рамках стратегического проекта «Новые технологии и материалы в строительстве» в рамках программы «Приоритет-2030» реализуют проект по укладке подбалластного слоя железнодорожного пути из асфальтобетона.
Укладка подбалластного слоя из асфальтобетона — технология не новая. Она более десяти лет применяется в мире и хорошо себя зарекомендовала. На отечественных железных дорогах эта технология не получила широкого применения.
Такой способ повышения стабильности пути на зарубежных железных дорогах показал свою эффективность с точки зрения защиты земляного полотна от переувлажнения грунтов, сохранения его свойств, повышения устойчивости и стабильности рельсовой колеи. В связи с этим в ОАО «РЖД» приняли решение изучить влияние этого слоя на состояние железнодорожного пути и земляного полотна с точки зрения оценки эффективности его применения в условиях эксплуатации наших железных дорог.
Асфальтобетон, в отличие от геотекстиля и георешёток, предотвращает инфильтрацию воды в грунты земляного полотна, защищая их в годовом цикле от повышения влажности. «Суть метода заключается в том, что в основание балластной призмы на подготовленное основание укладывается слой асфальтобетона, — говорит проректор ПГУПС по экономике и информатизации, к.т.н., доцент, заведующий кафедрой „Строительство дорог транспортного комплекса“ Алексей Колос. — Проект мы реализуем совместно с ОАО „РЖД“ и ассоциацией „Р.О.С.Асфальт“. Экспериментальный полигон включает в себя два участка, у одного из которых в основании уложен асфальтобетон, у другого — нет. Участки находятся рядом, они схожи по своим эксплуатационным характеристикам, оборудованы по одной схеме системами мониторинга».
Монтаж подбалластного слоя завершён в конце ноября, сейчас ведётся донастройка систем мониторинга и их градуировка. С первыми оттепелями, в период интенсивного оттаивания грунтов, поступят первые данные по влиянию асфальтобетонного слоя на грунты, — это даст возможность для сравнительной оценки эффективности такой технологии усиления железнодорожного пути.
Для объективного результата нужна как минимум полугодовая эксплуатация полигона. В мае-июне можно будет объективно говорить о влиянии асфальтобетона на изменение физико-механических свойств грунтов. Анализ статистических данных станет основанием для технико-экономического обоснования этого метода. На первый взгляд, технология может показаться дороговатой, но мы будем смотреть на стоимость жизненного цикла конструкции: при больших капитальных вложениях можно существенно экономить на эксплуатации.
Мировая практика говорит об эффективности устройства подбалластного слоя из асфальтобетона. Например, на высокоскоростных магистралях во Франции и Китае его укладка является типовым решением, а на ряде железных дорог в Европе и Америке он укладывается на особо грузонапряжённых участках. В России это первый подобный опыт. Для разработки проекта задействованы коллективы ряда кафедр факультета «Транспортное строительство». На этапе разработки технико-экономического обоснования будут привлечены кафедры экономического блока. Важно, что в проекте задействованы аспиранты различных кафедр.
Ещё по теме
03.02.2025
31.01.2025